Основные условия возникновения конкуренции. Сущность и подходы к её определению

Основой рыночной экономики является конкуренция - борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.

В случае столкновенья интересов отдельных производителей или продавцов товаров и услуг каждый из них старается довести свои преимущества, обеспечить выгоднее и стабильнее положение, в том числе за счет послабления или даже банкротства конкурирующих предприятий.

Конкуренция является важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция - это цивилизованная форма борьбы за выживание, сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов.

Основные условия возникновения конкуренции:

. полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;

. полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;

. противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция - важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.

Суть конкуренции проявляется в том, что она с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера.

В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.

Конкуренция также есть важный инструмент регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка.

Сущность конкуренции раскрывается в ее функциях. Она оказывает содействие:

) расширению предприятия, масштабов производства, повышению производительности работы и за счет этого снижению расходов производства на единицу продукции, а и так же цены;

) экономии ресурсов (естественных, материальны, финансовых и др.);

) внедрению достижений науки и техники в производство, которое предопределяет рост производительности работы;

) улучшению качества продукции и обслуживание потребителей;

) перераспределения капитала между областями и выравниванию нормы прибыльности в разных сферах и областях экономики;

) созданию условий для банкротства предприятий, росту безработицы;

) возникновению экономических кризисов;

) усилению процесса дифференциации товаропроизводителей, т.е. обогащению одних и обедненности других;

) монополизации экономики.

Итак, конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Их соотношения зависят от видов и форм конкуренции, влияния на нее регулирующей деятельности государства. Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка.

Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

Конкуренция является одной из ключевых категорий рыночной экономики. Без неё невозможно дать адекватную оценку состояния отрасли, любой сферы экономической деятельности человека.

В современной науке и практике выработано многоплановое представление о конкуренции, что выразилось в различных определениях этого понятия.

На сегодняшний день можно выделить три подхода к исследованию конкуренции:

структурный;

поведенческий;

функциональный (ролевой);

. Структурный подход к определению понятия конкуренция:

Конкуренция - это особая ситуация на рынке, для которой характерно

наличие большого числа независимых покупателей и продавцов конкретного товара. Отсутствие барьеров, то есть свободный вход и выход на рынок.

. Поведенческий (динамический) подход к определению:

Конкуренция - это постоянно действующий механизм соперничества , состязательности хозяйствующих субъектов в целях достижения лучших результатов хозяйственной деятельности.

. Функциональный (ролевой) подход к определению понятия конкуренция:

Конкуренция - это важнейший элемент рыночного механизма, который выполняет определенные экономические функции:

Перейти на страницу: 1 2

Интересное из раздела

Оценка стоимости ОАО Стройтрансгаз
Оценка стоимости бизнеса - сложный и многогранный процесс, без которого не проводится ни одна сделка при реорганизации, слиянии и поглощении, ликвидации предприятия, купли-продажи бизнеса и части ...

Эффективность и результаты коммерческой деятельности предприятия
Переход к рыночным отношениям в экономике России ставит по-новому и расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, финанс ...

Экономический расчет работ по гидравлическому разрыву пласта
Гидравлический разрыв пласта является наиболее распространенным методом воздействия на призабойную зону. Сущность этого процесса заключается в нагнетании в проницаемый пласт жидкости при давлен ...

 

Go to top