Конкуренция и монополистические тенденции в экономике России

Тенденция к образованию монополий выступает закономерным следствием конкурентной борьбы в условиях рыночных отношений. На рубеже 19-20 вв. впервые в наиболее острой форме обнаружились проблемы, связанные с процессом всеобщего перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополистической экономике.

Поскольку конкуренция представляет собой основной элемент хозяйствования, то состояние конкурентной среды определяется степенью развития рыночной экономики. Трудности формирования рыночных отношений в России, просчеты в рыночных преобразованиях, их непредвиденные последствия определили создание своеобразной конкурентной среды.

Под конкурентной средой следует понимать совокупность экономических, правовых, организационных, политических условий, обеспечивающих равные возможности для всех участников рыночных отношений в их хозяйственной деятельности.

Для современной России практически важно определить оптимальную модель государственной конкурентной политики, которая исходила бы из национальных интересов и при этом учитывала бы мировые тенденции в развитии рыночного хозяйства.

Под конкурентоспособностью следует понимать количественную и качественную характеристику производимой товаропроизводителем продукции, укладывающуюся в средние для данного рынка показатели затрат и качества поставляемых на этот рынок товаров.

С начала осуществления рыночных реформ можно выявить две взаимодействующие тенденции, определившие особенности формирования конкурентной среды в России.

Первая отражала усилия реформаторов по ускоренному разгосударствлению собственности и созданию чистой модели открытой либеральной экономики.

Вторая тенденция была по существу реакцией на первую. Привязанная к реальной российской действительности эта тенденция вела к возникновению новых, непредвиденных реформаторами экономических и организационно-правовых форм крупного производства, новых монопольных объединений и своеобразных механизмов реализации их экономических интересов. Эффективное формирование нового этапа в развитии конкурентных отношений в России во многом определяется возможностями выхода на конкретный рынок новых или потенциальных конкурентов.

Эта возможность или ее отсутствие зависит от наличия и степени значимости различного рода препятствий входу на рынок, т.е. наличия определенных барьеров, в числе которых необходимо выделить:

ограничение спроса;

капитальные затраты или объемы первоначальных инвестиций, необходимые для входа на товарный рынок;

эффект масштаба производства;

абсолютное превосходство в уровне затрат;

административные барьеры;

экономические и организационные ограничения;

вмешательства неправового характера в процессе производства и свободного перемещения товаров и др.

В России разработаны и приняты конкурентные законодательства, реализация которых позволяет не допускать неравенства в конкуренции.

С развитием рыночных отношений и формированием действительно рыночной экономики Россия все более вступает в жесткую конкурентную борьбу во всех сферах современного производства.

Перейти на страницу: 1 2

Интересное из раздела

Экономический рост и проблемы устойчивого развития зарубежный и отечественные подходы
Теория экономического роста является одним из наиболее сложных разделов экономической науки, посвященной исследованию рыночного хозяйства. В современной экономической теории по экономическим р ...

Эффективность производства говядины на ЗАО Ольговское
Организационно-экономическая характеристика ОАО "Макарово-Агро" ...

Оценка эффективности деятельности коммерческой организации
Проблема эффективности занимает ведущее место среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенн ...

 

Go to top