Сущность, цели создания особых экономических зон и место в мирохозяйственных связях

Особые (свободные, специальные) экономические зоны (ОЭЗ) второй половины XX века становятся неотъемлемой частью международных экономических отношений. Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов [7, C.6].

С момента подписания в 1973 году Киотской конвенции, которая определила свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, ОЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода особых экономических зон. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают особые экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить большую прибыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в особых экономических зонах одним из важных направлений своей деятельности.

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория.

Особая, свободная или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей [14, C.128].

Целью создания особых зон экономики являлось желание привлечь вложение капитала, дать толчок к развитию экспортного направления в производстве, развить экономику и науку страны. К середине 2008 года в России уже были созданы семь ОЭЗ: три туристических, четыре инновационные, две промышленные. В процессе создания находились портовые зоны. Участие в проектах к этому времени приняли семьдесят четыре компании (в том числе и иностранный капитал): пятьдесят восемь резидентов инновационных зон, шестнадцать промышленно-производственных. Сорок резидентов ожидали своей очереди.

Создаваемой ОЭЗ государство обеспечивало льготный процесс взимания налогов, таможенные льготы. Но основным фактором стало то, что инфраструктура финансировалась за счет государственных средств, уменьшалось количество посредников при оказании государственных услуг (так называемый механизм одного окна). Параллельно шла доработка правовых аспектов образования и деятельности ОЭЗ. База нормативно-правовых документов в основном была сформирована за первые два с половиной года. Кроме заглавного ФЗ в нее вошли около пятидесяти документов, регламентирующих разные аспекты выполнения Закона.

Особые экономические зоны можно рассматривать как механизм развития высокотехнологических секторов промышленности, диверсифицированности экономики в целом. ОЭЗ должны развиваться параллельно с другими инструментами экономики (госкорпорация, венчурная компания и прочие), не утрачивая своей самостоятельности. Таким образом, ОЭЗ в отличие от СЭЗ - экономический инструмент, опирающийся на солидную юридическую базу, функционирующий не только за счет комплекса льгот, но, в первую очередь, за счет партнерских отношений и совместного инвестирования частиков и государства.

Механизм создания ОЭЗ и управления ими был отточен с учетом всех нюансов. Управляющая система ОЭЗ представляла собой рациональную схему с четко очерченными сферами ответственности каждого звена и отсутствием дублирующих звеньев. Все это позволило руководителю РосОЭЗ утверждать, что проект по созданию ОЭЗ удался и доказал свою жизнеспособность. Это заявление подтверждалось и словами Президента, и широким участием в проекте частного капитала [4, C.126].

Эффективность ОЭЗ - гарантия их долговременности. Они должны остаться одним из действенных механизмов и через десять-пятнадцать лет. Причем, развитие пойдет уже не только на федеральном, но, что существенно, и на региональном уровне с учетом наработанного в процессе создания первых ОЭЗ опыта. В настоящее время ОЭЗ продолжают развиваться и активно создаются регионами. Вместе с тем, некоторые ОЭЗ были закрыты, так как интереса для инвесторов не вызвали.

В связи с этим последний правительственный проект постановления, касающийся ОЭЗ, будет обязывать регионы предоставлять подтвержденные планы целесообразности создания зоны, списки инвесторов, резидентов и прогноз развития перед созданием ОЭЗ. Это с одной стороны несколько усложняет процесс создания ОЭЗ, с другой - дает большую гарантию ее благополучного развития.

Интересное из раздела

Предложение на рынке услуг
предложение рынок Жилищный вопрос, пожалуй, был и остается актуальным во все времена, однако, в отличие от обыкновенного жилищного вопроса, вопрос о временном пристанище в чужом городе несколько п ...

Экономическое обоснование открытия нового строительного предприятия
Строительство как отрасль экономики участвует в создании основных фондов для всех отраслей национального хозяйства. Продукцией капитального строительства являются вводимые в действие и принятые в ...

Экономический рост и проблемы устойчивого развития зарубежный и отечественные подходы
Теория экономического роста является одним из наиболее сложных разделов экономической науки, посвященной исследованию рыночного хозяйства. В современной экономической теории по экономическим р ...

 

Go to top