Особые экономические зоны и ВТО

Для развития экономики России большое значение имеют особые экономические зоны (ОЭЗ). Это инструмент диверсификации хозяйства, перевода промышленности страны на инновационный путь развития, поддержки приоритетных отраслей хозяйства и т.д. На территории особых экономических зон действует и особый режим предпринимательской деятельности, предусматривающий преимущества для инвесторов. Минэкономразвития определяет ключевые аспекты развития особых экономических зон, включая их нормативно-правовое регулирование. 24 из действующих в стране ОЭЗ находятся в ведении управляющей компании ОАО «ОЭЗ».

августа 2012 Российская Федерация официально вступила во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

В соглашениях ВТО нет прямых указаний на системы льгот и стимулов в особых экономических зонах. Однако международные эксперты сформулировали однозначный вывод: многие положения соглашений ВТО напрямую затрагивают системы льгот и стимулов, действующих в ОЭЗ, и делают их нелегитимными. То есть незаконными и запрещенными для использования в странах-членах ВТО. Данный вывод сделан по результатам масштабного сравнительного исследования опыта функционирования ОЭЗ в различных странах мира.

Целый ряд льгот, преференций и стимулов, которые предоставляются резидентам ОЭЗ, полностью или частично попадают в список запрещенных или спорных мер поддержки [10, C.22].

Само определение запрещенных мер трактуется довольно широко и расплывчато. «Запрещенные субсидии - это меры, применяемые в несельскохозяйственных отраслях экономики, которые используются для поддержки экспорта, по поддержке замещения импортных товаров товарами внутреннего производства».

В этом списке: выгодные для экспортеров схемы сохранения валютной выручки; льготные транспортные тарифы для экспортных поставок - более низкие, чем тарифы на внутренние перевозки; предоставление товаров и услуг производителям экспортной промышленной продукции на более выгодных условиях, нежели для производства товаров внутреннего потребления; освобождение от налогов или льготы по налогам и прочим сборам, особые льготы по страхованию в связи с экспортной деятельностью; экспортные кредиты на льготных условиях и т.п.

Определение так называемых «спорных» мер поддержки также довольно расплывчато. Практика показывает, что это дает возможность опытным консультантам трактовать их гибко, с учетом интересов заказчиков экспертных услуг.

Спорные меры поддержки не относятся к запрещенным, однако они могут быть запрещены по решению структуры ВТО, которая называется Комиссией по урегулированию споров (сокращенно - Суд ВТО). Основание для такого решения - официальная жалоба потерпевшей стороны. Пока жалобы принимаются только от центрального/федерального правительства государства. Однако по настоянию США и Великобритании ведутся переговоры о том, чтобы транснациональные корпорации также получили право напрямую обращаться в Суд ВТО с жалобами на правительство той или иной страны по поводу «отрицательного воздействия на международную торговлю» или «нанесения ущерба отрасли в другой стране-члене ВТО».

С этой точки зрения, отмену импортных пошлин и таможенных платежей для резидентов ОЭЗ также можно рассматривать как запрещенные экспортные субсидии, которые получают фирмы-поставщики материалов и оборудования для ОЭЗ.

В число запрещенных субсидий, указывают эксперты, могут попасть льготные тарифы на коммунальные услуги и льготы по арендным платежам. Не согласуются с правилами ВТО любые виды регулирования, которые обеспечивают действующим в ОЭЗ фирмам преференции при закупке и использовании сырья, деталей, комплектующих и оборудования местного производства.

В идеале, по правилам ВТО, импортные товары и услуги должны иметь равные условия доступа на внутренний рынок и равные условия участия в конкурсах на госзаказы и госзакупки. По этому вопросу между ведущими рыночными странами нередко возникают серьезные противоречия и конфликты. Наиболее яркий пример тому - закон «Buy American Act» («Покупайте американское»), принятый администрацией США. В других странах и, прежде всего, в Канаде закон был обоснованно расценен как проявление протекционизма, нарушающее принципы и правила ВТО (за исключением случаев, когда это не связано непосредственно со сферой обеспечения обороны и безопасности страны). В данном случае нарушается одно из главных правил: ни в особых экономических зонах, ни за их пределами государство «не должно создавать особые преимущества какой-либо конкретной фирме, отрасли или группе интересов» [10, C.23].

По существу ВТО - это еще и система регламентации режима для инвестиций и государственной экономической политики

Очевидно, что действующие и новые системы стимулов для ОЭЗ должны строиться с учётом изменений в «правилах игры», которые связаны со вступлением страны в ВТО. Вместе с тем, по мнению международных экспертов, отлаженные в пределах ОЭЗ механизмы регламентации предпринимательской деятельности могут быть полезными для совершенствования госрегулирования и за их пределами. В связи с этим консультанты Всемирного Банка предлагают: «Используйте режимы, применяемые в ОЭЗ, как инструменты продвижения демонополизации и дерегулирования в сфере телекоммуникаций и в прочих инфраструктурных отраслях. Создавайте систему стимулов с учетом соглашений ВТО. Наилучший путь - устранить любые обязательные требования по экспорту и предоставить любым предприятиям свободный доступ на внутренний рынок с уплатой соответствующих таможенных пошлин».

Перейти на страницу: 1 2 3

Интересное из раздела

План развития предприятия
Планирование на строительном предприятии заключается в установлении целей его деятельности на определенный период, путей их реализации и ресурсного обеспечения. Оно предусматривает разработку комп ...

Оценка экономической эффективности работ по рекультивации земель на горных предприятиях
Полигоны захоронения ТБО - инженерно- экологические комплексы, предназначенные для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающие защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностн ...

Предпринимательская деятельность в сфере здравоохранения
предпринимательство учреждение здравоохранение В условиях реформирования законодательства становятся все более актуальными вопросы правового положения субъектов в области здравоохранения и соверше ...

 

Go to top