Оффшорные зоны: теоретические вопросы и правовое регулирование

Принципы международного налогового планирования с помощью оффшоров по своей сути аналогичны тем, что применяются на национальном уровне. Это максимальное уменьшение налоговой базы для организации, выплачивающей большие суммы налогов. Основной принцип схем вывода деятельности организаций из-под жесткого внутреннего налогообложения состоит в том, что российские компании формально осуществляют свою деятельность через оффшорную компанию. При этом оффшорная компания принимает на себя основные налоговые платежи российских компаний.

Развитие оффшорного сектора мировой экономики на данном этапе характеризуется двумя в целом разнонаправленными тенденциями: с одной стороны, небывалым размахом процессов «оффшоризации», с другой, ужесточением борьбы с оффшорными центрами со стороны промышленно развитых государств и международных финансовых институтов. Промышленно развитые страны в настоящее время негативно настроены в отношении практики использования мировых оффшорных центров своими резидентами. В целях снижения негативного эффекта этой практики они принимают соответствующие законы, ужесточающие контроль за движением капиталов через свои границы и в значительной степени ограничивающие возможности различных типов оффшорных компаний.

Среди нормативных правовых актов, регулирующих деятельность иностранных оффшорных фирм с российскими партнерами, необходимо выделить Конституцию РФ, международные договоры и соглашения, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 09 июля. 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», Федеральный закон от 10 декабря .2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкцию Центрального банка РФ от 15 июня. 2004 г. N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок», указание Центрального банка РФ от 12 февраля. 1999 г. N 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушение валютного законодательства» и ряд других нормативных правовых актов о налогах и сборах и актов таможенного законодательства.

Все компании, зарегистрированные за пределами Российской Федерации, являются иностранными юридическими лицами, налогообложение которых регулируется законами и положениями о налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц. Основной принцип налогообложения доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации заключается в том, что налогообложению в Российской Федерации подлежит только тот доход иностранной организации, источник которого находится в Российской Федерации. Другой принцип заключается в том, что доход подлежит налогообложению у источника выплаты, если он не связан с деятельностью иностранной организации в Российской Федерации через постоянное представительство. В данном случае источник выплаты дохода становится налоговым агентом, и на него в соответствии со ст. 24 НК РФ возлагается обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика (иностранной организации) и перечислению налога в бюджет.

Доходы иностранных юридических лиц в Российской Федерации делятся на две основные группы. В первую входят доходы, связанные с деятельностью в Российской Федерации иностранных юридических лиц через постоянные представительства, прибыль которых в полном объеме подлежит российскому налогообложению. Во вторую группу входят так называемые «пассивные» доходы, не имеющие непосредственной связи с постоянным представительством: от инвестиций, от финансовых вложений, владения недвижимостью и другой собственностью. Эти доходы могут быть перечислены иностранному юридическому лицу лишь после того, как из них удержан налог у источника выплат.

Как правило, все оффшорные зоны (страны оффшора) делятся на три основных категории:

Классическая оффшорная зона;

Зона низкого налогообложения;

Другие зоны, которые при определенных условиях создают выгодные условия для налогового и финансового планирования.

К первой группе относятся страны, чье законодательство позволяет полностью освободить оффшорные компании от налогообложения (фирма платит правительству страны только фиксированную пошлину за продление лицензии на деятельность).

Во многих классических оффшорах требования к ведению финансовой отчетности и предоставлению документов в органы власти или полностью отсутствуют, или сведены к минимуму (к таким классическим оффшорным зонам относятся, например, Панама, Багамы, Британские Виргинские острова и некоторые другие). Но есть и такие, где финансовая отчетность требуется в полном объеме.

Перейти на страницу: 1 2 3

Интересное из раздела

Оценка эффективности мер финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства на муниципальном уровне
В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Отечественные псих ...

Особенности функционирования валютного рынка в России
Экономикa любого госyдaрствa не может сyществовaть без рaзвитого финaнсового рынкa. Состaвной чaстью финaнсового рынкa является вaлютный рынок. Вaлютный рынок - это сферa экономических отношений, ...

Предприниматель как субъект экономического процесса
Актуальность темы.Предприниматель не антиобщественная фигура. Действуя в собственных интересах, он удовлетворяет наши запросы, облагораживает нашу жизнь, делает ее более комфортной. Да, у многих п ...

 

Go to top