Экономический расчет работ по гидравлическому разрыву пласта

Гидравлический разрыв пласта является наиболее распространенным методом воздействия на призабойную зону.

Сущность этого процесса заключается в нагнетании в проницаемый пласт жидкости при давлении, под действием которого пласт расщепляется, либо по плоскостям на пластование, либо вдоль естественных трещин. Для предупреждения смыкания трещин при снятии давления в них вместе с жидкостью закачивается крупный песок, сохраняющий проницаемость этих трещин, в тысячи раз превышающую проницаемость ненарушенного пласта.

Гидравлический разрыв проводится при давлениях, доходящих до ста МПа, с большим расходом жидкости и при использовании сложной и многообразной техники.

Механизм образования трещин при разрыве пласта фильтрующейся жидкостью следующий. Под давлением создаваемом в скважине насосными агрегатами, хорошо фильтрующаяся жидкость разрыва проникает в первую очередь в зону наибольшей проницаемости. При этом между пропластками по вертикали создается разность давлений, так как в более проницаемых пропластках давление выше, чем в малопроницаемых или практически непроницаемых. В результате на кровлю и подошву проницаемого пласта начинают действовать разрывающие силы, вышележащие породы подвергаются деформации, а на границах пропластков образуются горизонтальные трещины.

До проведения ГРП скважину исследуют: определяют дебит, забойные и пластовые давления, коэффициент продуктивности, в нагнетательных - приемистости. Забой скважины промывают растворителями, водой или водными растворами ПАВ.

Для этого посредством одной насосной установки на первой и второй скорости ее работы в скважину закачивают жидкость разрыва до момента стабилизации давления на устье. Замеряют расход жидкости и давления. Затем темп закачки увеличивают, вновь замеряют расход и давление, и т.д. Считается, что в пласте образуются трещины, если коэффициент приемистости при закачивании жидкости с максимальным расходом возрастает не менее чем в три-четыре раза по сравнению с коэффициентом приемистости на минимальном режиме закачки. Если разрыв пласта не зафиксирован, то процесс повторяют с применением жидкости повышенной вязкости. После установления факта разрыва пласта с целью дальнейшего развития трещин и облегчения ввода песка в них рекомендуется закачать 3-4м3слабо фильтрующейся жидкости повышенной вязкости.Затем закачивают жидкость с песком с объемной скоростью не ниже той, при которой был зафиксирован разрыв пласта.

Продавочную жидкость закачивают непосредственно за песчано-жидкостной смесью без снижения темпов закачивают непосредственно за песчано-жидкостной смесью без снижения темпов закачивания.

После завершения продавливания песчано-жидкостной смеси в трещину скважину закрывают и оставляют в покое до стабилизации давления на устье. Затем из скважины удаляют пакер, промывают ее до забоя и осваивают.

Применяемые для ГРП жидкости изготавливают либо на нефтяной либо на водной основе. По своему назначению жидкости разделяются на три категории: жидкость разрыва, жидкость-песконоситель и продавочная жидкость.

Для осуществления ГРП применяют специальные насосные агрегаты в износостойком исполнении, смонтированные на шасси трехосных тяжелых грузовых автомобилей КрАЗ- 257 грузоподъемностью 10-12 т.

Для приготовления жидкости - песконосителя служат пескосмесительные агрегаты. Обычный пескосмесительный агрегат ЗПА представляет собой смонтированный на шасси автомобиля КрАЗ- 257 бункер с коническим дном. Бункер перегорожен продольной перегородкой для перевозки мелкого и крупного песка. Под дном бункера имеется два горизонтальных шнековых вала, приводимых во вращение тяговым двигателем через коробку отбора мощности.

Для перевозки жидкости, необходимых для ГРП, применяют автоцистерны различных конструкций. Автоцистерна ЦР-20 смонтирована на автоприцепе 4 МЗАП-552, транспортируемом седельным тягачом КрАЗ-258. для ГРП используются и другие вспомогательные агрегаты на автомобильном ходу. Например, агрегат для транспортировки блока манифольда IBM -700 высокого давления с подъемной стрелой для погрузки и разгрузки тяжелых деталей манифольда. Манифольдный блок предназначен для обвязки выходных линий нескольких насосных агрегатов высокого давления и присоединения их к арматуре устья скважины. Манифольдный блок транспортируется на специально приспособленной платформе автомобиля ЗИЛ-131 или ЗИЛ -311Л-157К. В комплект входят:

) напорный коллектор из кованной стальной коробки с шестью отводами для присоединения шести насосных агрегатов, рассчитанной на давление 70 МПа. Коллектор имеет центральную трубу с датчиками давления, плотномера и расходомера, с дистанционной регистрацией показаний на станции контроля и управления процессом ГРП. На коллекторе также предусмотрено 6 пробковых кранов и 6 предохранительных клапанов. Напорный коллектор присоединяется к устью скважины с помощью двух линий высокого давления;

2) распределительный коллектор, рассчитанный на давление 2,5 МПа, служащий для распределения рабочих жидкостей между насосными агрегатами. Он имеет большое проходное сечение (100мм), предусматривает возможность подключения 10 присоединительных линий и снабжен предохранительным клапаном на 2,5 МПа;

)комплект вспомогательных трубопроводов, состоящий из 23 труб высокого давления с условным диаметром 50мм и комплект быстросъемных шарнирных соединений, также рассчитанных на высокое давление;

4)крановая арматура, резиновые шланги высокого давления, вспомогательное оборудование и инструмент для сборки, опрессовки и разборки соединительных манифольдов;

)арматура устья скважины (1АУ-700 или 2АУ-700), герметизирующая затрубное пространство и НКТ. Арматура 2АУ-700 отличается от арматуры 1АУ-700 возможностью подключения ее к НКТ диаметром 73 и 89мм, а также наличием гибких соединений двух боковых отводов. Верхняя трубная головка кроме двух отводов имеет в верхней части манометр с масляным разделителем. Нижняя устьевая головка, рассчитанная на давление32,0 МПа, имеет две подсоединительные линии с кранами, тройниками и быстросъемными соединениями для сообщения с кольцевым пространством скважины. Общая масса устьевой арматуры 2АУ-700 составляет 500кг.

Для предохранения обсадной (эксплуатационной) колонны от воздействия высокого давления при гидравлическом разрыве пласта над разрываемым пластом устанавливают пакер, разобщающий фильтровую зону ствола скважины от его вышестоящей части. Осевая нагрузка при ГРП воспринимается пакером и передается на якорь, удерживающий пакер и колонну насосно-компрессорных труб от перемещения вверх. Контроль над процессом ГРП осуществляется с помощью показывающих и записывающих манометров и расходомеров.

Цель работы состоит в изучении организации работ по техническому обслуживанию и капитальному ремонту оборудования для гидравлического разрыва пласта и определению экономической эффективности ремонтных работ, изучении технологического процесса, рентабельности данного вида ремонта, организации работ ремонтных бригад для получения наилучшего результата.

Задача работы состоит:

в изучении научной и учебной литературы по организации ремонта на предприятиях нефтегазового комплекса;

в анализе и обобщении изученного материала;

в расчете себестоимости и эффективности проведения технического обслуживания и капитального ремонта оборудования для гидравлического разрыва пласта.

экономический гидравлический разрыв пласт

Общая часть

    Интересное из раздела

    Оценка эффективности мер финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства на муниципальном уровне
    В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Отечественные псих ...

    Предложение на рынке услуг
    предложение рынок Жилищный вопрос, пожалуй, был и остается актуальным во все времена, однако, в отличие от обыкновенного жилищного вопроса, вопрос о временном пристанище в чужом городе несколько п ...

    Особенности функционирования валютного рынка в России
    Экономикa любого госyдaрствa не может сyществовaть без рaзвитого финaнсового рынкa. Состaвной чaстью финaнсового рынкa является вaлютный рынок. Вaлютный рынок - это сферa экономических отношений, ...

     

    Go to top