Свободные экономические зоны как институт инновационной экономики

Рассмотрим СЭЗ как институт инновационной экономики на примере Белоруссии и России.

Свободные (специальные) экономические зоны на рубеже ХХ и ХХI вв. получили глобальное распространение, охватив практически все страны мира, включая высокоразвитые, развивающиеся и бедные. Причем в последнее время при создании СЭЗ все в большей степени основной акцент делается не только на внешнеэкономическую деятельность, но и на внедрение новейших технологий. Именно за счет инноваций современные товаропроизводители в рамках СЭЗ постоянно повышают конкурентоспособность своей продукции, завоевывают новые рынки сбыта.

Республика Беларусь вступила на этот путь сравнительно недавно. Одним из конкретных шагов стало создание в стране свободных экономических зон. В Беларуси первая СЭЗ появилась в пригороде Бреста в 1996 году. Сегодня их в республике шесть - по одной в каждой из областей, причем лишь две действуют менее пяти лет, что позволяет говорить о прохождении остальными стадии становления и выходе на полноценную деятельность. СЭЗ полностью являются комплексными и включают в себя производственную, экспортную и свободную таможенную зоны.

Ставится цель образования белорусских СЭЗ, привлечения отечественных и иностранных инвестиций в создании и развитии производств, основанных на новых и высоких технологиях. Для поощрения таких производств, выпускающих высокотехнологичную экспортную и импортозамещающую продукцию, в СЭЗ введен специальный правовой режим, предусматривающий для товаропроизводителей существенные налоговые и таможенные преференции.

Примечательно, что Беларусь единственная из стран СНГ, где правовые аспекты деятельности СЭЗ гарантируются Законом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах». В Законе записано, что специальный правовой режим в СЭЗ устанавливается в целях создания благоприятных условий для инвестиций, внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, содействия международной интеграции и сотрудничеству, гармоничного сочетания республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан.

В этой связи указанный Закон Республики Беларусь можно считать одним из первых в стране правовых актов, реально стимулирующих научно-техническую, технологическую и инновационную деятельность в границах СЭЗ. К сожалению, влияние специального правового режима свободных экономических зон Беларуси на активизацию инновационной деятельности остается пока недостаточно изученным.

Сегодня в Беларуси определились два направления в создании специальных инновационных зон. Сторонники первого из них предлагают создать в масштабах республики Парк высоких технологий, своего рода белорусскую «Силиконовую долину». В апреле текущего года проект декрета «О Парке высоких технологий» обсуждался на совещании у Президента Республики Беларусь. Выявилось немало различных мнений. И поскольку в ходе обсуждения четкого ответа на все вопросы не было получено, проект декрета отправлен на доработку [5, C.28].

Бесспорно, идея создания национального Парка высоких технологий имеет право на реализацию. Но в научных кругах республики утвердилось и другое направление, сторонники которого предлагают решать проблемы инноваций путем своеобразного синтеза технопарков и СЭЗ. Они убеждены, что создание технопарков (технополисов) в рамках свободных экономических зон может стать действенным фактором повышения инновационной восприимчивости регионов и республики в целом и при нехватке средств на эти цели обойдется государству дешевле.

Действительно, создание технопарков (технополисов) даже для развитых стран дело дорогостоящее. На их финансирование в Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Франции, ФРГ выделяется от 62 до 100% государственных средств. Фирмам, вкладывающим капиталы в научные парки, создают льготный режим амортизации оборудования, зданий, предоставляют льготные кредиты на длительный срок и т.д. В Китае, где сегодня действует более 50 технопарков, государство также взяло их «под свое крыло» в рамках госпрограммы «Факел». Считается, что одним из решающих факторов грандиозного успеха действующего в рамках СЭЗ «Шэньчжэнь» научно-промышленного парка стала благоприятная среда для бизнеса, созданная в этой СЭЗ.

Аналогичную схему избрала для себя и Россия, где в соответствии с новым Законом «Об особых экономических зонах» (ОЭЗ) по стране создается целая сеть высокотехнологичных парков. Предусматриваются два типа ОЭЗ - промышленно-производственные и технико-внедренческие, причем образуются они, как и Шэньчжэньский технопарк, с «чистого поля» (green field), т.е. под новые инвестиции и бизнес. Создание инфраструктуры ОЭЗ будет финансироваться из федерального и регионального бюджетов в пропорции 50:50. Стоимость одной ОЭЗ оценивается в 50 млн долларов США. Главная приманка для инвесторов - налоговые льготы, в частности, та же ускоренная амортизация, снижение ставки ЕСН до 14%, освобождение от уплаты налогов на землю и недвижимость сроком на 5 лет и др.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Интересное из раздела

Энергетическая политика в России
Одна из центральных тем современной экономики - становление и развитие нефтяной промышленности. В настоящее время существует два основных сегментах нефтяной промышленности - добыча углеводород ...

Особенности экономической системы России
Объектом данной курсовой работы является экономическая система. Предметом же является особенности экономической системы России. Развитие экономической системы Российской Федерации на современн ...

Оценка стоимости объекта недвижимости
Актуальность данной работы заключается в том, что недвижимое имущество играет особую роль в экономической и социально-культурной жизни общества страны, выступая в качестве важнейшего экономическо ...

 

Go to top