Создание особых экономических зон в России

В отличие от неудачной попытки создания СЭЗ в 90-х годах до разработки правовой базы их деятельности, когда СЭЗ использовали предоставленные им льготы, но не приносили ощутимой пользы макроэкономике, современные СЭЗ основаны на принципе государственно-частного партнерства. Развитие территорий, на которых расположеныСЭЗ, осуществляется за счет бюджетных и частных инвестиций.

В ОЭЗ функционирует в качестве органа управления наблюдательный совет, включающий представителей федерального, регионального и муниципального органов власти, компаний и резидентов ОЭЗ.

Практика подтвердила жизнеспособность ОЭЗ, их привлекательность для вложения частных инвестиций, в т.ч. зарубежных. Создание новых ОЭЗ осуществляется на конкурсной основе. Организацией конкурсов и сбором заявок занимается Минэкономразвития. Победителя конкурса определяют конкурсная комиссия и экспертный совет. Создание ОЭЗ осуществляется Постановлением Правительства РФ. Вопросы финансирования, распределения собственности и др. оговариваются в соглашении между органами федеральной, региональной власти и муниципального самоуправления.

Система «одного окна» предусматривает расположение в одном административно-деловом центре представителей территориальных органов налоговой, таможенной и миграционной службы, Пенсионного фонда, Госрегистрации и Роснедвижимости. Пилотный проект системы «одного окна» впервые был успешно осуществлен при создании промышленно-производственной ОЭЗ в Республике Татарстан.

Предприятие, получившее статус резидента ОЭЗ, включается в реестр резидентов и заключает соглашение с Минэкономразвития, на основании которого принимается решение о выделении ему земельного участок на правах аренды для строительства объекта. При этом земля остается собственностью государства, осуществляющего за счет бюджетного финансирования строительство инфраструктуры этого объекта. Расходы бюджета компенсируются в будущем периоде за счет уплаты налогов. Резидент, построивший объект недвижимости на арендуемом участке, имеет право выкупа земельного участка в соответствии с нормами, регламентируемыми «Земельным кодексом» [3, C.6].

Необходимость создания туристско-рекреационных ОЭЗ продиктована отсталостью инфраструктуры российских объектов, привлекательных для туристов, от мировых стандартов. Поэтому в 2007 г. было принято решение о создании 7 туристских ОЭЗ, концепция которых заключалась в создании максимально благоприятных и привлекательных условий для туристов. В отличие от производственных и технико-внедренческих ОЭЗ, туристские ОЭЗ могут охватывать территории нескольких муниципальных образований.

На территории ОЭЗ действует особый режим предпринимательской деятельности. Она создается сроком на 20 лет. Резидентами ОЭЗ могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Резидент промышленно-производственной ОЭЗ обязан осуществить денежные инвестиции в минимальном размере 10 млн. евро, из них 1 млн. евро в течение 1 года со дня подачи заявления о регистрации. Регистрация резидента технико-внедренческой ОЭЗ осуществляется при условии положительного результата экспертизы представленного им инновационного проекта, а резидента туристско-рекреационной ОЭЗ - проекта бизнес-плана.

Резиденты ОЭЗ получают следующие налоговые льготы:

понижение ставки налога на прибыль для резидентов всех ОЭЗ;

освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога на 5-10 лет в зависимости от типа зоны;

льготы по транспортному налогу, устанавливаемые субъектами РФ; - право применения ускоренной амортизации основных средств для резидентов-инвесторов промышленно-производственных и туристских ОЭЗ; - для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ пониженный тариф обязательных страховых взносов пенсионного страхования на 2011-2017 г.г. в размере 8%, социального страхования 2%, медицинского страхования 2% в 2011 г., 4% в 2012-2017 г.г., медицинского образования 2% в 2011 г., освобождение от взносов в последующие годы;

Перейти на страницу: 1 2 3

Интересное из раздела

Энергетическая политика в России
Одна из центральных тем современной экономики - становление и развитие нефтяной промышленности. В настоящее время существует два основных сегментах нефтяной промышленности - добыча углеводород ...

Оценка эффективности деятельности коммерческой организации
Проблема эффективности занимает ведущее место среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенн ...

Оценка основных средств предприятия. Виды оценок
Основные средства формируют основную составляющую материально-технической базы предприятия, определяют ее производственную мощность и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений его дея ...

 

Go to top