Создание особых экономических зон в России

В отличие от неудачной попытки создания СЭЗ в 90-х годах до разработки правовой базы их деятельности, когда СЭЗ использовали предоставленные им льготы, но не приносили ощутимой пользы макроэкономике, современные СЭЗ основаны на принципе государственно-частного партнерства. Развитие территорий, на которых расположеныСЭЗ, осуществляется за счет бюджетных и частных инвестиций.

В ОЭЗ функционирует в качестве органа управления наблюдательный совет, включающий представителей федерального, регионального и муниципального органов власти, компаний и резидентов ОЭЗ.

Практика подтвердила жизнеспособность ОЭЗ, их привлекательность для вложения частных инвестиций, в т.ч. зарубежных. Создание новых ОЭЗ осуществляется на конкурсной основе. Организацией конкурсов и сбором заявок занимается Минэкономразвития. Победителя конкурса определяют конкурсная комиссия и экспертный совет. Создание ОЭЗ осуществляется Постановлением Правительства РФ. Вопросы финансирования, распределения собственности и др. оговариваются в соглашении между органами федеральной, региональной власти и муниципального самоуправления.

Система «одного окна» предусматривает расположение в одном административно-деловом центре представителей территориальных органов налоговой, таможенной и миграционной службы, Пенсионного фонда, Госрегистрации и Роснедвижимости. Пилотный проект системы «одного окна» впервые был успешно осуществлен при создании промышленно-производственной ОЭЗ в Республике Татарстан.

Предприятие, получившее статус резидента ОЭЗ, включается в реестр резидентов и заключает соглашение с Минэкономразвития, на основании которого принимается решение о выделении ему земельного участок на правах аренды для строительства объекта. При этом земля остается собственностью государства, осуществляющего за счет бюджетного финансирования строительство инфраструктуры этого объекта. Расходы бюджета компенсируются в будущем периоде за счет уплаты налогов. Резидент, построивший объект недвижимости на арендуемом участке, имеет право выкупа земельного участка в соответствии с нормами, регламентируемыми «Земельным кодексом» [3, C.6].

Необходимость создания туристско-рекреационных ОЭЗ продиктована отсталостью инфраструктуры российских объектов, привлекательных для туристов, от мировых стандартов. Поэтому в 2007 г. было принято решение о создании 7 туристских ОЭЗ, концепция которых заключалась в создании максимально благоприятных и привлекательных условий для туристов. В отличие от производственных и технико-внедренческих ОЭЗ, туристские ОЭЗ могут охватывать территории нескольких муниципальных образований.

На территории ОЭЗ действует особый режим предпринимательской деятельности. Она создается сроком на 20 лет. Резидентами ОЭЗ могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Резидент промышленно-производственной ОЭЗ обязан осуществить денежные инвестиции в минимальном размере 10 млн. евро, из них 1 млн. евро в течение 1 года со дня подачи заявления о регистрации. Регистрация резидента технико-внедренческой ОЭЗ осуществляется при условии положительного результата экспертизы представленного им инновационного проекта, а резидента туристско-рекреационной ОЭЗ - проекта бизнес-плана.

Резиденты ОЭЗ получают следующие налоговые льготы:

понижение ставки налога на прибыль для резидентов всех ОЭЗ;

освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога на 5-10 лет в зависимости от типа зоны;

льготы по транспортному налогу, устанавливаемые субъектами РФ; - право применения ускоренной амортизации основных средств для резидентов-инвесторов промышленно-производственных и туристских ОЭЗ; - для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ пониженный тариф обязательных страховых взносов пенсионного страхования на 2011-2017 г.г. в размере 8%, социального страхования 2%, медицинского страхования 2% в 2011 г., 4% в 2012-2017 г.г., медицинского образования 2% в 2011 г., освобождение от взносов в последующие годы;

Перейти на страницу: 1 2 3

Интересное из раздела

Особенности экономических циклов современной экономики Республики Беларусь
Для любой рыночной экономики характерны колебания уровней национального производства, занятости и цен. Экономические (деловые) циклы разных стран, отличаясь друг от друга интенсивностью и про ...

Оффшорные зоны
Целесообразность создания оффшорных зон на территории отдельных стран или регионов в настоящее время неоспорима. Эти зоны привлекают предпринимателей всех рангов, прежде всего благоприятным налог ...

Оценка экономической эффективности использования основных производственных фондов
Рациональное использование основных фондов является одной из главных задач предприятия. А проблема оценки эффективности использования основных фондов занимает центральное место на предприятии. ...

 

Go to top