Классификация предпринимательских рисков
Риски в предпринимательской деятельности связаны:
§ со всеми сферами управления - производством, маркетингом, финансами, кадровым потенциалом;
§ фазами воспроизводства - от покупки необходимых средств производства (машин, оборудования, сырья и т.д.) до изготовления товаров и их реализации;
§ функциями менеджмента - планированием, организацией, оперативным управлением, использованием персонала, экономическим и финансовым контролем.
Риски, с которыми сталкивается в процессе своей деятельности предприниматель, классифицируют по сферам возникновения, положению негативных факторов относительно предприятия (организации), характеру последствий, уровню рассматриваемой экономической системы, факторам возникновения, источникам неопределенности и другим признакам (см. приложение 1).
По сфере возникновения (предпринимательской деятельности) различают следующие виды рисков: производственный, коммерческий, финансовый (как часть коммерческого), посреднический и страховой. Методология анализа и управления наиболее проработана в отношении финансовых и страховых рисков.
По характеру последствий (возможному результату) различают риски:
· чистые (простые, статические) - влекущие за собой только экономические потери (потери дохода и капитала) и упущенную выгоду, когда организация по сложившимся объективным и субъективным причинам не может осуществлять запланированную финансовую операцию. Например, при снижении кредитного рейтинга организация не может получить необходимый кредит и использовать эффект финансового левериджа (рычага) (см. приложение 2).
· спекулятивные (динамические) - связаны с возможностью получения как отрицательного, так и положительного результата (прибыли) вследствие спекулятивных (агрессивных) финансовых операций. Их предпосылками являются ценовые колебания (см. приложение 3).
По факторам возникновения различают риски:
· политические, обусловленные изменением политической обстановки, влияющей на предпринимательскую деятельность. Являются составной частью странового риска, который в свою очередь влияет на инвестиционный риск;
· законодательные, связанные с изменением налогового законодательства, условий лицензирования деятельности и пр.;
· экономические (связаны с убытками, измеряемыми в денежном выражении), обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике предприятия или страны;
По источнику неопределенности предпринимательские риски подразделяют на две группы:
· случайные, возникающие вследствие зависимости результата деятельности от большого числа влияющих факторов, возможность реализации, уровни и соотношение которых неизвестны точно (имеет место "природная" неопределенность);
· иерархические, связанные с возможностью наступления некоторого события, хотя и предопределенного на более высоком уровне социальной организации общества, но непредсказуемого для рассматриваемого объекта (см. приложение 4).
По положению относительно организации все факторы, влияющие на риск в проекте, можно условно подразделить на:
· внешние, непосредственно не зависящие от деятельности организации или его контактной аудитории;
· внутренние, связанные с деятельностью самого предприятия и его контактной аудитории.
К возникновению подобных рисков приводят неэффективная маркетинговая политика и ошибки менеджмента, а также внутрифирменные. Эти риски возникают в случае неэффективного управления, неправильно построенной маркетинговой политики, а также в результате нарушений, происходящих внутри фирмы.
Интересное из раздела
Оценка результативности труда работников полиграфической организации ООО Артель-Сервис
Эффективная
хозяйственно-экономическая деятельность организации во многом обуславливается
эффективным использованием человеческого капитала - то есть персонала фирмы.
Большая
часть исследовате ...
Особенности экономических циклов современной экономики Республики Беларусь
Для любой рыночной экономики характерны колебания уровней
национального производства, занятости и цен. Экономические (деловые) циклы
разных стран, отличаясь друг от друга интенсивностью и про ...
Оценка стоимости предприятия ООО Аланд
Актуальность выбранной темы заключается в том, что по мере
развития рыночных отношений потребность в оценке бизнеса будут возрастать.
Оценка бизнеса необходима для выбора обоснованного направления ...