Промышленная политика

Индустриальный комплекс призван поставлять в необходимом ассортименте станки и оборудование, формировать материальные предпосылки расширенного воспроизводства. Поэтому составной частью национальной модели экономического роста всегда выступает промышленная политика.

Выделим основные функции промышленной политики:

а) защитительная - сохранение и укрепление отечественного промышленного комплекса;

б) адаптивная - приспособление к изменяющимся внутренним и внешним экономическим условиям хозяйствования;

в) инициативная - ориентация на ближайшее будущее.

В рамках промышленной политики предопределяются основные приоритеты развития индустриального комплекса страны. В переходный период в качестве таких ориентиров выступают:

) наращивание объема выпуска в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью;

) поддержка отраслей наукоемких и высоких технологий;

3)расширение производства конкурентоспособной продукции;

4) ресурсо- и энергосбережение как важнейшие условия функционирования национальной промышленности;

5)сохранение и увеличение занятости населения, наращивание высокоэффективных рабочих мест.

Повседневная реализация основных приоритетов предполагает сертификацию систем качества международного уровня, обеспечение заслона против проникновения на внутренний рынок некачественной и низкосортной продукции, импорт новых технологий, стимулирование инновационного процесса,

Конечно, при этом не обойтись без четкого государственного регулирования, включая систему налоговых, таможенных и инвестиционных мер по стимулированию отечественного производителя, без поддержки развития мелкого и среднего бизнеса через систему институтов экономического самоуправления. Государственная промышленная политика предполагает содействие расширению спроса на отечественную продукцию (закупка товаров, реклама на внешних рынках, организация тематических и достоянных выставок, развитие инфраструктуры).

Для переходной экономики особое значение приобретают качество трудовых ресурсов и отечественного менеджмента; уровень научных исследований, связь науки и производства обеспечение высокой скорости распространения технологических и иных инноваций.

Вывод: национальная модель экономического роста в период трансформации предполагает соблюдение всех условий, которые предопределяют достижение высокой конкурентоспособности отечественной продукции. [5, c. 673-674]

Таким образом, модернизация белорусской экономики будет происходить крайне медленно до тех пор, пока государство не изменит свои функции и институты так, чтобы и государственное управление, и управление в организациях и корпорациях обеспечивало рост и развитие на основе знаний и инноваций. Только осознание необходимости, овладение навыками и создание государством соответствующих институтов, а также создание соответствующих систем управления в корпорациях и организациях обеспечит переход Беларуси к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной знаниях. [15, c. 57]

Заключение

. Экономический рост - процесс, характеризующийся увеличением массы создаваемых потребительных стоимостей (или благ) в национальной экономике в связи с ростом объемов или структуры общественных потребностей. Различают два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Факторы делят на прямые (факторы предложения): количество и качество природных и трудовых ресурсов, объем основного капитала и др.; и косвенные (факторы спроса): степень монополизации рынка, налоговый климат в стране, эффективность кредитно-банковской системы и др.

. Все неокейнсианские теории экономического роста основываются на учении Дж.М. Кейнса об эффективном совокупном спросе. В них доказывается, что решающим условием сбалансированного роста экономика является увеличение совокупного спроса, реализуемое посредством инвестиций.

. Основным фактором экономического роста и Харрод, и Домар считали сбережения. В то же время Харрод предупреждал, что рыночный механизм сам по себе не в состоянии обеспечить размер сбережений, который бы соответствовал требованиям экономического роста, и делал вывод о необходимости государственного вмешательства в экономику. Поскольку выводы Харрода и Домара аналогичны, их модели часто объединяют в общую модель Харрода-Домара, из которой следует, что при данных производственных условиях темп экономического роста определяется величиной предельной склонности к сбережению, а динамическое равновесие в рыночной системе по своей природе неустойчиво, поэтому возникает необходимость государственного регулирования экономики.

Перейти на страницу: 1 2

Интересное из раздела

Предприниматель как субъект экономического процесса
Актуальность темы.Предприниматель не антиобщественная фигура. Действуя в собственных интересах, он удовлетворяет наши запросы, облагораживает нашу жизнь, делает ее более комфортной. Да, у многих п ...

Оффшорные зоны и их роль в международных операциях компании
На сегодняшний день, государство это сформированный институт и его наличие предполагает существование налогов. А там где существуют налоги, появляется способ их избежать. И этот способ - оффшорные ...

Оценка уровня жизни населения Владимирской области на основе данных статистики за 2012 год
В настоящее время совершается множество социально-экономических преобразований, направленных изначально на улучшение жизни общества и повышающих уровень жизни населения. Помимо доходов на душу на ...

 

Go to top