Промышленная политика

Индустриальный комплекс призван поставлять в необходимом ассортименте станки и оборудование, формировать материальные предпосылки расширенного воспроизводства. Поэтому составной частью национальной модели экономического роста всегда выступает промышленная политика.

Выделим основные функции промышленной политики:

а) защитительная - сохранение и укрепление отечественного промышленного комплекса;

б) адаптивная - приспособление к изменяющимся внутренним и внешним экономическим условиям хозяйствования;

в) инициативная - ориентация на ближайшее будущее.

В рамках промышленной политики предопределяются основные приоритеты развития индустриального комплекса страны. В переходный период в качестве таких ориентиров выступают:

) наращивание объема выпуска в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью;

) поддержка отраслей наукоемких и высоких технологий;

3)расширение производства конкурентоспособной продукции;

4) ресурсо- и энергосбережение как важнейшие условия функционирования национальной промышленности;

5)сохранение и увеличение занятости населения, наращивание высокоэффективных рабочих мест.

Повседневная реализация основных приоритетов предполагает сертификацию систем качества международного уровня, обеспечение заслона против проникновения на внутренний рынок некачественной и низкосортной продукции, импорт новых технологий, стимулирование инновационного процесса,

Конечно, при этом не обойтись без четкого государственного регулирования, включая систему налоговых, таможенных и инвестиционных мер по стимулированию отечественного производителя, без поддержки развития мелкого и среднего бизнеса через систему институтов экономического самоуправления. Государственная промышленная политика предполагает содействие расширению спроса на отечественную продукцию (закупка товаров, реклама на внешних рынках, организация тематических и достоянных выставок, развитие инфраструктуры).

Для переходной экономики особое значение приобретают качество трудовых ресурсов и отечественного менеджмента; уровень научных исследований, связь науки и производства обеспечение высокой скорости распространения технологических и иных инноваций.

Вывод: национальная модель экономического роста в период трансформации предполагает соблюдение всех условий, которые предопределяют достижение высокой конкурентоспособности отечественной продукции. [5, c. 673-674]

Таким образом, модернизация белорусской экономики будет происходить крайне медленно до тех пор, пока государство не изменит свои функции и институты так, чтобы и государственное управление, и управление в организациях и корпорациях обеспечивало рост и развитие на основе знаний и инноваций. Только осознание необходимости, овладение навыками и создание государством соответствующих институтов, а также создание соответствующих систем управления в корпорациях и организациях обеспечит переход Беларуси к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной знаниях. [15, c. 57]

Заключение

. Экономический рост - процесс, характеризующийся увеличением массы создаваемых потребительных стоимостей (или благ) в национальной экономике в связи с ростом объемов или структуры общественных потребностей. Различают два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Факторы делят на прямые (факторы предложения): количество и качество природных и трудовых ресурсов, объем основного капитала и др.; и косвенные (факторы спроса): степень монополизации рынка, налоговый климат в стране, эффективность кредитно-банковской системы и др.

. Все неокейнсианские теории экономического роста основываются на учении Дж.М. Кейнса об эффективном совокупном спросе. В них доказывается, что решающим условием сбалансированного роста экономика является увеличение совокупного спроса, реализуемое посредством инвестиций.

. Основным фактором экономического роста и Харрод, и Домар считали сбережения. В то же время Харрод предупреждал, что рыночный механизм сам по себе не в состоянии обеспечить размер сбережений, который бы соответствовал требованиям экономического роста, и делал вывод о необходимости государственного вмешательства в экономику. Поскольку выводы Харрода и Домара аналогичны, их модели часто объединяют в общую модель Харрода-Домара, из которой следует, что при данных производственных условиях темп экономического роста определяется величиной предельной склонности к сбережению, а динамическое равновесие в рыночной системе по своей природе неустойчиво, поэтому возникает необходимость государственного регулирования экономики.

Перейти на страницу: 1 2

Интересное из раздела

Оценка состояния и развития материально-технической базы заготовок ЧУП Гомелькоопвторресурсы
В системе потребительской кооперации Республики Беларусь заготовительная отрасль является второй по значимости после торговли. Это составная часть народнохозяйственного агропромышленного комплекс ...

Особые экономические зоны как элемент всемирного хозяйства
экономический зона всемирный хозяйство Экономические особые зоны - актуальное явление в сегодняшней России. Особые экономические зоны не появились, как абсолютно новый, первый опыт для нашей ст ...

Оценка финансового состояния организации и разработка мероприятий по его стабилизации
Целью моей работы является анализ и оценка финансового состояния предприятия и на основе выявленных результатов - составление мероприятий по его улучшению. Финансовое состояние предприятия мож ...

 

Go to top