Отраслевая структура промышленности

Вследствие недостатка инвестиций в конце XIX в., в Англии сравнительно медленно осваивались достижения второй технологической революции. Новые отрасли - электротехника, химическая индустрия, станко- и автомобилестроение, точное приборостроение, требовавшие для освоения и развития значительные капиталовложения, получили гораздо меньшее развитие, чем в Германии и США. В первом десятилетии XX в. изделия новых отраслей составляли только 6,5 % всей промышленной продукции страны. Отраслевую структуру промышленности в значительной степени определял растущий колониализм. Основными отраслями британской экономики продолжали оставаться текстильная промышленность, черная металлургия, угольная промышленность и машиностроение. Легкая промышленность по-прежнему опережала тяжелую по стоимости производимой продукции и сохраняла ведущую роль в структуре промышленного производства страны. Это объясняется переключением на колониальные рынки. Одной из ведущих отраслей было производство хлопчатобумажной ткани. Вплоть до Первой мировой войны в этом производстве было занято больше рабочей силы, чем в любом другом. В угольной промышленности Великобритания сохраняла свое лидерство в Европе. В период с 1870 по 1913 г. доля экспорта угля увеличилась с 3 % до 10 % совокупного экспорта страны. Развивалось машиностроение, так как многие отрасли нуждались в станках и оборудовании. Важнейшими отраслями английской экономики являлись железнодорожный транспорт и судостроение, служившие базой для колониальных захватов.

Во Франции ремесленное и надомное производство составляло большую часть всего промышленного производства. Традиционно ведущее место в отраслевой структуре промышленности занимали отрасли с высокой добавленной стоимостью - производство предметов роскоши и полуроскоши. В последней четверти XIX в. начала успешно развиваться тяжелая промышленность. С начала XX в. более активно стало развиваться машиностроение, подстегиваемое общим ростом милитаризации и потребностями в переоборудовании многих отраслей промышленности. Увеличивается также объем транспортного машиностроения. Перед Первой мировой войной Франция вышла на второе место в мире и на первое в Европе по производству автомобилей. В целом в рассматриваемый период тяжелая промышленность развивалась более быстрыми темпами, чем легкая, но продолжала отставать по доле ВВП.

Конец XIX в. в Германии был отмечен бурным ростом тяжелой промышленности. Начался он с металлургии, каменноугольной промышленности, машиностроения. Произошло резкое расширение угледобычи после освоения угольных месторождений. В 1881 г. стало ускоренными темпами развиваться германское сталелитейное производство. В этой отрасли к 1914 г. Германия превзошла Англию более чем в два раза, а Францию почти в четыре раза, уступая только объемам американского производства. Началось строительство единой общегосударственной сети железных дорог. Наиболее динамично развивались новые отрасли, порожденные второй технологической революцией, - химическая промышленность и электроэнергетика. Также большое значение имело производство синтетических материалов. В структуре германской промышленности произошли серьезные сдвиги. Приоритетное развитие получила тяжелая промышленность, которая заметно опережала легкую и пищевую.

После второй технологической революции приоритетное развитие в США получили отрасли тяжелой промышленности, в которых реализуются все технические новинки того времени. Черная металлургия стала самой крупной отраслью в Америке по объему добавленной стоимости. С черной металлургией связано развитие добывающей и обрабатывающей промышленности, прежде всего машиностроения. Главными отраслями металлообрабатывающей промышленности становятся станкостроение и приборостроение, выпускавшие оборудование для сельского хозяйства и промышленности. Коренные преобразования произошли в отраслях легкой промышленности. Наиболее активно на рубеже веков развивались новые отрасли: нефтедобыча и нефтепереработка, алюминиевая, резинотехническая, электрическая и др. Автомобилестроение было самым перспективным направлением, символом производственных и технических успехов.

В Японии с конца 90-х гг. XIX в. стало больше внимания уделяться развитию машиностроения и металлургии. В соответствии с островным положением страны из машиностроительных отраслей наиболее развитым было судостроение. К 1904 г. насчитывалось уже 560 машиностроительных заводов, 1153 химических, 322 предприятия газовой и электропромышленности. Ускорилось развитие добывающей и горнорудной промышленности. Но несмотря на интенсивное субсидирование и протекционистскую защиту отраслей тяжелой промышленности, на рубеже веков ведущей отраслью японской промышленности по-прежнему оставалась текстильная. В целом в последние два десятилетия перед Первой мировой войной японское правительство стремилось внедрить и развивать практически все отрасли западной промышленности.

Интересное из раздела

Экономическое значение денег
Деньги стихийно выделились из массы товаров в результате развития товарообмена. На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему спо ...

Оценка эффективности мер финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства на муниципальном уровне
В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Отечественные псих ...

Экономическое обоснование проекта цеха по производству рыбопродукции
Таблица 1 Исходные данные Показатель Примечание Потребность в инвестициях, тыс. руб. 850 ...

 

Go to top