.Япония во время и после Второй мировой войны

декабря 1941 года Япония вступила во Вторую Мировую войну, начав с нападения на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор. Участвуя в войне на стороне гитлеровской коалиции, она на первых порах пережила очень удачный период. Последовательно были захвачены Филиппины, Бирма, Индонезия, Вьетнам и ряд других территорий. Победы давались Японии довольно просто, военно-промышленный комплекс обеспечивал всем необходимым. Проблема была только в ресурсах. Но казалось, что Япония сможет обеспечить себя всем недостающим, выкачивая средства с оккупированных территорий. Но это было совсем не так.

Через некоторое время японцы столкнулись с проблемой доставки ресурсов из захваченных территорий в страну. Так как Япония - островное государство, то главным образом в нее все доставляется по морю. Для поставки ресурсов требовалось мощное судоходство, а тех мощностей, которыми располагала Япония на тот момент, катастрофически не хватало. Добавляло проблем и то, что из-за потерь во время боевых действии количество судов неуклонно сокращалось, так как экономика, вследствие нехватки ресурсов, не могла восполнить эти потери. В результате оказалось, что таким трудом захваченные ресурсы являются малодоступными, и в целом практически бесполезными в военное время, когда требуется их непрерывная доставка. Из-за того, что ресурсы начали стремительно убывать, то очень скоро в стране обнаружилась острая нехватка продовольствия, сырья, словом, дефицит.

Не лучше дела обстояли и в военно-промышленном комплексе. Несмотря на то, что, что Японии удалось добиться к началу войны существенных результатов в развитии своей экономики, ее мощности все равно не хватало на поддержание всей системы и промышленности приходилось работать с перегрузками. Оборудование быстро изнашивалось, в стране начался дефицит ресурсов, что в итоге привело к сокращению производства уже ко второму году войны. Военно-промышленный потенциал Японии оказался не готов выдержать такую нагрузку, Ставки на краткосрочную войну, которое хозяйство вполне могло обеспечить и на захваченные территории, которые должны были стать источниками ресурсов, не оправдали себя, сделав положение крайне тяжелым.

Выход из ситуации правительство Японии увидело во всеобщей милитаризации экономики. Развивалось оно очень однобоко, только за счет военных отраслей. Военные расходы выросли с 7 млрд. иен в 1939/40 финансовом году до 73,1 млрд. иен в 1944/45 году, т.е. почти в 10 раз. Часть тяжелой промышленности в промышленном производстве превысило 72%. Все это сказалось на национальном бюджете страны. Он начал страдать хроническим дефицитом, к 1944-1945гг. расходы превышали доходы в 4 раза. Этому сопутствовала инфляция, которая вскоре легла на рабочих, и способствовала обнищанию населения.

Все больший размах получило государственно-монополистическое регулирование хозяйства. С 1941 года начинает создаваться система «контрольных ассоциаций» во главе которых встали главы крупнейших предприятий и концернов. Монополии пользовались исключительными привилегиями в использовании дефицитных ресурсов, рабочей силы, кредитной политики и т.п. Кроме того, они получали огромные средства от выполнения государственных заказов. Однако обогащение этих компании вызвало полное расстройство финансовой системы, голод и обнищание населения.

Государство провело комплекс жестких мер для препятствования деградации национальной экономики, такие как военные налоги, принудительные закупки, таксация цен, номенклатуры изделий, контроль государства над кредитом, инвестициями внутренней торговлей и т.д., но все это не принесло ожидаемых результатов и не остановило разрушение хозяйства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Интересное из раздела

Оценка эффективности использования основных средств и обеспеченность предприятия ОАО Ведренское Агро основными средствами
Работая в рыночных условиях хозяйствования, предприятия, чтобы избежать поражения в конкурентной борьбе, вынуждены рационально использовать все свои ресурсы. Принимая управленческое решение, руко ...

Экономическое обоснование организации зоны Д-2 на АТП для автомобилей ЗИЛ-433110
На современном этапе развития мировой экономики автомобильный транспорт для большинства развитых стран является основным видом внутреннего транспорта и ключевым элементом транспортной системы, ко ...

Оценка экономической эффективности работ по рекультивации земель на горных предприятиях
Полигоны захоронения ТБО - инженерно- экологические комплексы, предназначенные для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающие защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностн ...

 

Go to top