Построение государственного сектора экономики и системы его управления

В каждой стране институциональные единицы, образующие государственный сектор, могут выступать в различных организационно-правовых формах в соответствии с нормами национального законодательства. По-разному решается и задача проведения границы между государственными и негосударственными корпорациями и квазикорпорациями. Международная статистическая система выделяет только два важнейших признака - участие государства в собственности соответствующего хозяйствующего субъекта или осуществление государственного контроля за его деятельностью.

Под контролем понимается возможность влиять на состав ее руководства, политику и деятельность корпорации, которая может проявляться, в частности, в следующем:

предоставление кредитов по ставкам ниже рыночных;

поставка электроэнергии по сниженным тарифам;

наем большего числа работников, чем требуется;

приобретение избыточных производственных ресурсов;

оплата производственных ресурсов по ценам, превышающим рыночные;

продажа продукции по ценам ниже рыночных.

Включение информации по государственным корпорациям в статистику государственных (муниципальных) финансов позволяет составить полную картину активов и обязательств соответствующей юрисдикции, оценить участие государства в капитале корпораций, влияние корпоративных заимствований на величину долга государственного (муниципального) сектора экономики.

Центральное место в государственном секторе принадлежит сектору государственного управления, который состоит из институциональных единиц органов государственного управления и всех нерыночных некоммерческих организаций, контролируемых и в основном финансируемых органами государственного управления.

Единицы органов государственного управления (государственные единицы)"выполняют функции органов государственного управления в качестве своего основного вида деятельности" [7]. Они обладают законодательной, судебной или исполнительной властью по отношению к другим институциональным единицам.

Признаки контроля некоммерческой организации были изложены выше. Считается, что некоммерческая организация в основном финансируется органами государственного управления, если основную долю ее операционных доходов составляют бюджетные средства. Государственные нерыночные некоммерческие организации в реальной жизни могут иметь различный организационно-правовой статус, который, так же как и у корпораций, определяется национальным законодательством. Их основной общий признак - предоставление общественных товаров или услуг в целом бесплатно или по ценам, которые не являются экономически значимыми. Они не являются государственными органами, однако считается, что они проводят государственную политику и фактически являются частью органов государственного управления. Основными примерами государственных некоммерческих организаций являются бюджетные учреждения, оказывающие услуги населению. Особым видом этих организаций являются социальные фонды, которые могут выделяться в самостоятельные подсекторы сектора государственного управления.

Участие государства в предоставлении общественных товаров и услуг не предполагает, что государство должно само производить эти товары и услуги.

В современных условиях возможны различные формы предоставления общественных товаров и услуг:

производство в рамках государственного сектора (касается, прежде всего, товаров и услуг, имеющих большое общественное значение - здравоохранение, образование, жилищное хозяйство, социальное обслуживание, культура);

приобретение у других уровней власти (предполагает четкую спецификацию услуг, полное финансирование и контроль);

приобретение у предприятий частного сектора или независимых некоммерческих организаций на основе заключения контрактов (наиболее распространено в сфере общественного транспорта, строительства жилья и сооружений общественного назначения, строительства и обслуживания инженерных сооружений и коммуникаций, уборки улиц, сбора и вывоза мусора, услуг полиции, содержания парков);

привлечение частного капитала к производству на основе формирования частно-государственных партнерств и иных форм совместного участия в предоставлении общественных товаров и услуг (особенно распространено в сфере строительства и обслуживания дорог, различных инженерных сооружений и коммуникаций, общественного транспорта, коммунального хозяйства);

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Интересное из раздела

Оценка экономической эффективности использования основных производственных фондов
Рациональное использование основных фондов является одной из главных задач предприятия. А проблема оценки эффективности использования основных фондов занимает центральное место на предприятии. ...

Оценка экономической деятельности строительной организации
Строительство - это самостоятельная отрасль национальной экономики, предназначенная для ввода в действие новых, а также реконструкции, расширения, модернизации, технического перевооружения и капит ...

Открытие ресторана
Резюме бизнес-плана Представленный бизнес-план ресторана. Ресторан относится к разряду ресторанов эконом-класса средним счетом 800 рублей. Уникальным конкурентным преимуществом является ее ку ...

 

Go to top