Построение государственного сектора экономики и системы его управления

В каждой стране институциональные единицы, образующие государственный сектор, могут выступать в различных организационно-правовых формах в соответствии с нормами национального законодательства. По-разному решается и задача проведения границы между государственными и негосударственными корпорациями и квазикорпорациями. Международная статистическая система выделяет только два важнейших признака - участие государства в собственности соответствующего хозяйствующего субъекта или осуществление государственного контроля за его деятельностью.

Под контролем понимается возможность влиять на состав ее руководства, политику и деятельность корпорации, которая может проявляться, в частности, в следующем:

предоставление кредитов по ставкам ниже рыночных;

поставка электроэнергии по сниженным тарифам;

наем большего числа работников, чем требуется;

приобретение избыточных производственных ресурсов;

оплата производственных ресурсов по ценам, превышающим рыночные;

продажа продукции по ценам ниже рыночных.

Включение информации по государственным корпорациям в статистику государственных (муниципальных) финансов позволяет составить полную картину активов и обязательств соответствующей юрисдикции, оценить участие государства в капитале корпораций, влияние корпоративных заимствований на величину долга государственного (муниципального) сектора экономики.

Центральное место в государственном секторе принадлежит сектору государственного управления, который состоит из институциональных единиц органов государственного управления и всех нерыночных некоммерческих организаций, контролируемых и в основном финансируемых органами государственного управления.

Единицы органов государственного управления (государственные единицы)"выполняют функции органов государственного управления в качестве своего основного вида деятельности" [7]. Они обладают законодательной, судебной или исполнительной властью по отношению к другим институциональным единицам.

Признаки контроля некоммерческой организации были изложены выше. Считается, что некоммерческая организация в основном финансируется органами государственного управления, если основную долю ее операционных доходов составляют бюджетные средства. Государственные нерыночные некоммерческие организации в реальной жизни могут иметь различный организационно-правовой статус, который, так же как и у корпораций, определяется национальным законодательством. Их основной общий признак - предоставление общественных товаров или услуг в целом бесплатно или по ценам, которые не являются экономически значимыми. Они не являются государственными органами, однако считается, что они проводят государственную политику и фактически являются частью органов государственного управления. Основными примерами государственных некоммерческих организаций являются бюджетные учреждения, оказывающие услуги населению. Особым видом этих организаций являются социальные фонды, которые могут выделяться в самостоятельные подсекторы сектора государственного управления.

Участие государства в предоставлении общественных товаров и услуг не предполагает, что государство должно само производить эти товары и услуги.

В современных условиях возможны различные формы предоставления общественных товаров и услуг:

производство в рамках государственного сектора (касается, прежде всего, товаров и услуг, имеющих большое общественное значение - здравоохранение, образование, жилищное хозяйство, социальное обслуживание, культура);

приобретение у других уровней власти (предполагает четкую спецификацию услуг, полное финансирование и контроль);

приобретение у предприятий частного сектора или независимых некоммерческих организаций на основе заключения контрактов (наиболее распространено в сфере общественного транспорта, строительства жилья и сооружений общественного назначения, строительства и обслуживания инженерных сооружений и коммуникаций, уборки улиц, сбора и вывоза мусора, услуг полиции, содержания парков);

привлечение частного капитала к производству на основе формирования частно-государственных партнерств и иных форм совместного участия в предоставлении общественных товаров и услуг (особенно распространено в сфере строительства и обслуживания дорог, различных инженерных сооружений и коммуникаций, общественного транспорта, коммунального хозяйства);

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Интересное из раздела

Оценка конкурентоспособного статуса ООО ТД Анторг и выявление факторов повышения конкурентных преимуществ предприятия
Вторая половина ХХ века и начало третьего тысячелетия заставили специалистов по управлению по-новому взглянуть на предприятие как социально-экономическую систему. Если традиционно все схемы и прие ...

Экономическое обоснование проекта цеха по производству рыбопродукции
Таблица 1 Исходные данные Показатель Примечание Потребность в инвестициях, тыс. руб. 850 ...

Особенности экономической системы России
Объектом данной курсовой работы является экономическая система. Предметом же является особенности экономической системы России. Развитие экономической системы Российской Федерации на современн ...

 

Go to top