Построение государственного сектора экономики и системы его управления

участие в финансировании предоставления услуг (потребительские субсидии, а также ваучеры, или финансовые поручительства государства, предоставляемые определенным категориям потребителей социальных услуг для представления в выбранные ими соответствующие учреждения; обеспечивают полное или частичное финансирование предоставления общественных благ; особенно распространены в сферах школьного и высшего образования, здравоохранения, оплате жилищных и коммунальных услуг);

установление стандартов предоставления общественных услуг и отказ от их государственного предоставления (передача производства отдельных видов услуг в рыночный сектор экономики, например, сбор мусора).

Использование различных форм предоставления общественных товаров и услуг, вплоть до отказа от производства в сферах, привлекательных для частного бизнеса, получило широкое распространение в развитых странах в последние 15-20 лет. Это было связано с задачами повышения эффективности и результативности хозяйственной деятельности государства на основе внедрения рыночных стимулов и механизмов в управление общественными финансами, получивших название новой модели управления (NewPublic Management).

Центральными направлениями этого реформирования являются сокращение прямого участия государства в производстве общественных товаров и услуг, передача их в частный сектор и создание конкурентной среды для производителей государственного сектора. Если материальные ресурсы для функционирования государственного сектора традиционно приобретались у негосударственных предприятий, то в последние два десятилетия в развитых странах все большую часть конечных общественных товаров и услуг государство на основе контрактов закупает в частном секторе.

Контрактные отношения получают распространение и в государственном секторе. Они связаны с реструктуризацией органов власти на основе разделения функций управления и оказания услуг и формирования министерств как заказчиков и агентств с подконтрольными им государственными организациями как поставщиков общественных услуг. Наиболее широко контрактные отношения в государственных структурах распространены в Новой Зеландии. Развитие контрактных отношений сопровождается усилением применения конкурсных методов отбора предложений, когда претендентами могут выступать как государственные, так и негосударственные организации и победителем оказывается претендент, предложивший наиболее выгодные условия.

Внедрение рыночных методов требует смены акцентов в хозяйственной деятельности государства, переход от целей, замкнутых на собственной хозяйственной деятельности (управление бюджетной сетью и ресурсами), к целям, ориентированным на потребителя. Это заставляет производителей учитывать запросы и предпочтения потребителей, индивидуализировать услуги. Усиливается потребность полного учета стоимости общественных услуг, увязывания ее с величиной оплаты и введения адресной поддержки нуждающихся категорий населения вместо прямого субсидирования производителя. Все это привело к формированию разнообразных новых форм предоставления общественных услуг типа "одного окна" в отношении услуг регистрации, "магазина услуг", предлагающего разнообразный ассортимент социальных услуг, или комплексного социального обслуживания, предлагающего набор услуг, связанных с определенными семейными событиями, например рождением ребенка, а также ваучеры и субсидии потребителям. Новые формы предоставления общественных товаров и услуг и их финансирования предполагают активное влияние потребителей на их производство, налаживание тесной обратной связи между потребителем и органами публичной власти.

Таким образом, в каждой стране для проведения границ государственного сектора приходится самостоятельно решать задачу адаптации общих принципов и критериев к особенностям национальной экономики и системам учета и отчетности, а сфера общественных товаров и услуг во многих развитых странах все больше превращается в "индустрию" общественных благ с разным соотношением государственного и рыночного производства, основанного на конкуренции и выборе потребителя, установлении тесных связей между платой (налогообложением) и услугами, воздействием потребителей на их производство.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Интересное из раздела

Предпринимательский риск его сущность, виды и особенности в России
Риск, является неотделимой частью экономической жизни общества. Она сопровождает все сферы деятельности организации, которая работает в условиях рынка. Поэтому, главным критерием нормальной деяте ...

Оценка стоимости предприятия
Оценка бизнеса позволяет оценить рыночную стоимость собственного (уставного) капитала закрытых предприятий или открытых акционерных обществ с недостаточно ликвидными акциями во многих других случа ...

Особенности экономических циклов современной экономики Республики Беларусь
Для любой рыночной экономики характерны колебания уровней национального производства, занятости и цен. Экономические (деловые) циклы разных стран, отличаясь друг от друга интенсивностью и про ...

 

Go to top