Основные фонды как объект капитальных вложений

Кроме того, невозможность разделения ОПФ, обладающих целостным характером (их величина и структура определяется видом производимой продукции, ее нельзя будет производить, если убрать часть ОПФ), и их относительная неликвидность (продать установленное оборудование, как правило, трудно) ведут к тому, что любая ошибка в капиталовложениях не может быть исправлена и тем самым нарушается устойчивость работы предприятия.

Во избежание таких ошибок следует проводить политику по формированию основных фондов. В ее основе должен лежать, с одной стороны, учет требований рынка к продукции, выпускаемой предприятием, а с другой - отраслевой учет особенностей ОПФ.[5, с. 153]

Структура основных производственных фондов - это доля каждой из групп в их общей стоимости. Структура основного капитала не может быть одинаковой для промышленных предприятий различных отраслей. Это объясняется спецификой самих отраслей, технической оснащенностью предприятия, уровнем специализации, концентрации и кооперирования, географическим размещением и прочими особенностями. Не все группы основного капитала играют в процессе производства одинаковую роль. Если здания и сооружения, как правило, обеспечивают условия для производства, то машины и оборудование непосредственно участвуют в создании продукции. На этой основе основной капитал подразделяется на активную и пассивную части. Активная часть ОФ является ведущей и служит базой в оценке технического уровня и производственных мощностей. В целом по предприятиям промышленности (без учета отраслевой специфики) активная часть включает передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства. В отраслевом разрезе активные группы выделяются по характеру воздействия на предметы труда и влиянию на формирование продукции. Для предприятий машиностроения и металлообработки активными элементами являются рабочие машины и оборудование и регулирующие приборы и устройства; Пассивная часть ОФ является вспомогательной и обеспечивает процесс работы активных элементов. Сложившееся в промышленности соотношение активных и пассивных элементов показывает, что почти на всех предприятиях материального производства, за исключением энергетики, доля активной части ниже. В целом по промышленности доля активной части составляет около 48%, а по промышленным предприятиям в разрезе отдельных отраслей она колеблется от 35 до 52%. Доля активной части может отличаться даже по аналогичным промышленным предприятиям одной отрасли, ибо их географическое размещение предопределяет стоимость капитального строительства. Рост активной части основного капитала, особенно в наиболее фондоемких отраслях, явление экономически оправданное. Однако в каждом конкретном случае повышение доли активной части должно обосновываться экономически, так как рост эффективности основного капитала обеспечивается лишь при соблюдении определенных пропорций, т.е. при таком соотношении, когда увеличение доли активных элементов не сопровождается снижением уровня их использования. [3, с. 114]

Для изучения состава основных фондов используются группировки по следующим признакам:

по отраслям экономики - основные фонды отраслей, производящих товары и оказывающих услуги;

по формам собственности - основные фонды, находящиеся в государственной, частной и других видах собственности;

по системе участия в производственном процессе - основные фонды, непосредственно используемые в процессе производства продукции (работ, услуг), и бездействующие основные фонды, в том числе находящиеся в запасе, на консервации, в ремонте, на реконструкции;

Перейти на страницу: 1 2 3

Интересное из раздела

Оценка экономической эффективности использования основных производственных фондов
Рациональное использование основных фондов является одной из главных задач предприятия. А проблема оценки эффективности использования основных фондов занимает центральное место на предприятии. ...

Экономическое обоснование организации зоны Д-2 на АТП для автомобилей ЗИЛ-433110
На современном этапе развития мировой экономики автомобильный транспорт для большинства развитых стран является основным видом внутреннего транспорта и ключевым элементом транспортной системы, ко ...

Оценка экономической деятельности строительной организации
Строительство - это самостоятельная отрасль национальной экономики, предназначенная для ввода в действие новых, а также реконструкции, расширения, модернизации, технического перевооружения и капит ...

 

Go to top