Методы государственного регулирования цен
Важнейшим инструментом государственного регулирования цен является финансовая денежно-кредитная политика. Составной частью этой политики следует считать попытки государства воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен.
Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей, в том, чтобы создать нормальную конкуренцию, способствующую внедрению в производство достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.[4]
При прямых методах регулирования цен государство непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или другими аналогичными методами.
К косвенным методам регулирования цен относятся регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.
Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством.
Рис.2 Методы регулирования цен
Указом Президента РФ «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» от 28.02.95г. №221 (ред. от 08.04.2003г) было предусмотрено: осуществлять государственное регулирование цен на те виды продукции и услуги, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен [2].
Государственное регулирование цен осуществляется по нескольким основным направлениям. Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установления фиксированных цен производителями товара, представителями оптовой и розничной торговли.
Государство запрещает и ценовую дискриминацию, если она наносит ущерб конкуренции. Так, производители и оптовые торговцы обязаны предлагать свой товар разным покупателям - участникам каналов сбыта на одних и тех же условиях. Ценовая дискриминация допустима лишь в отношении товаров различного качества, однако в этом случае от производителя требуется доказательство того, что в ценах строго учтены качественные различия.
В переходный к рынку период, в обстановке смешанной экономики рыночное ценообразование призвано эластично сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные товары. Это дает возможность государству с помощью цен определять и реализовывать приоритеты экономического развития.
Прямое государственное регулирование предполагает необходимость корректировки рынка и дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства, которое имеет место в России, возникающая равновесная цена не способствует достижению стабильности в экономике. Поэтому государство путем установления и регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия.
Интересное из раздела
Оценка рыночной стоимости здания офисного типа
стоимость недвижимость расход рыночный
Слово
«недвижимость» образовалось в русском языке из трех слов: «неподвижный»,
«имущество» («имение»), «собственность». Таким образом, в русском слове
«недви ...
Экономическое обоснование открытия нового строительного предприятия
Строительство как отрасль экономики участвует в
создании основных фондов для всех отраслей национального хозяйства. Продукцией
капитального строительства являются вводимые в действие и принятые в
...
Оценка эффективности деятельности коммерческой организации
Проблема
эффективности занимает ведущее место среди совокупности проблем, стоящих перед
обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на
протяжении многих столетий. Особенн ...