Особенности женской трудовой деятельности
Однако, несмотря на такие положительные тенденции, в условиях высокой конкуренции на рынке труда двойная ответственность - на работе и в семье - ограничивает профессиональную траекторию женщины рамками выживания, а не стремлением подняться наверх. Поэтому женщины, имеющие высшее образование, чаще идут в «челночный бизнес» или занимаются торговлей на рынке; и даже для сделавших удачную карьеру главным фактором является обеспечение материального положения семьи, а не личные амбиции.
Из этого следует, что главный мотив женщин при поиске работы - стремление получить более высокую заработную плату, на втором месте - желание получить более интересную работу. Все остальные мотивы менее существенны. Среди них надежда на то, что новая профессия позволит найти более интересную работу, открыть собственное дело и заняться предпринимательством.
Т.о. женская трудовая мобильность характеризуется большей пассивностью, нежели у мужчин. Безработные женщины в большей мере склонны к пассивным методам поиска работы, таким как обращение в государственные службы занятости, трудоустройство через знакомых и родственников.
Женщины склонны к стабильности и постоянству. Трудовая мобильность женщин является горизонтально направленной, т.е. основная масса женщин предпочитают горизонтальное продвижение по службе вертикальному выстраиванию карьеры. Даже если параллельно с работой женщина получает второе высшее образование. Женщины отличаются более длительным приспособлением к изменяющимся условиям рынка труда, к потому коллективу, нерешительностью в смене места работы и профессии.
Стоит обратить внимание и на тот факт, что за равный труд женщина, как правило, получает меньше мужчины. Характеризуя женскую занятость, следует отметить еще и то, что в «мужских» отраслях (энергетика, транспорт, угольная, металлургическая) заработная плата в два, а то и более раз выше, чем в отраслях с преимущественно женской занятостью.
Обостряет ситуацию и рост вынужденной неполной занятости (частичной безработицы), которая резко ухудшает материальное положение населения, ведет к социальной напряженности.
Подводя итог выше сказанному, можно назвать следующие причины сложившегося положения с занятостью женщин, характерные для Кемеровской области, да и для всей страны в целом:
1. Прежде всего, положение женщин на рынке труда, несмотря на более высокий уровень образования, обусловлено их низкой конкурентоспособностью по нескольким причинам:
· необходимость предоставления работающим женщинам целого ряда льгот и социальных пособий за счет работодателя делает их труд невыгодным;
· превращение общественно значимой функции материнства в тормоз для трудоустройства (наличие несовершеннолетних детей становится серьезным препятствием при поиске работы);
· несоответствие основных профессионально - квалификационных, психологических характеристик ужесточающимся требованиям, предъявляемым к нанимаемым работникам;
· низкая профессиональная, трудовая мобильность, пассивность, настороженное отношение к переменам;
· более выраженные, чем у других категорий, установки на стабильность, сохранение имеющегося профессионально-трудового статуса, а в случае неизбежности поиска новой работы отдается предпочтение продолжению трудовой деятельности в привычной роли наемного работника. Практически не рассматриваются поведенческие стратегии, предполагающие самозанятость.
2. Экономическая нестабильность привела к достаточно интенсивному сокращению рабочих мест. Одновременно с сокращением числа рабочих мест созданы места в сфере малого бизнеса. Однако это не решает проблемы занятости неконкурентоспособных групп населения, в т. ч. женщин, так как они рассчитаны лишь на некоторые социально- демографические группы с определенными профессиональными и деловыми качествами.
Интересное из раздела
Оценка результативности труда работников полиграфической организации ООО Артель-Сервис
Эффективная
хозяйственно-экономическая деятельность организации во многом обуславливается
эффективным использованием человеческого капитала - то есть персонала фирмы.
Большая
часть исследовате ...
Эффективность производства говядины на ЗАО Ольговское
Организационно-экономическая характеристика
ОАО "Макарово-Агро"
...
Оценка конкурентоспособности фирмы на рынке на примере компании McDonald’s в России
Американский
предприниматель Рэй Крок 17 лет торговал бумажными стаканчиками фирмы «Лили Кап
Компани» и был признан лучшим дилером компании. Потом создал собственную фирму,
чтобы продавать «мульт ...