Особенности экономического развития развитых и развивающихся стран

Если иметь в виду только один год, такой вариант растущего дисбаланса мало способен повлиять на пропасть между богатыми и бедными странами. Но если спроецировать его на три-четыре десятилетия, он будет значить очень много. Исследование Джона Хоксворта (John Hawksworth), главного экономиста PriceWaterhouseCoopers (PwC), показывает, что нынешней "большой семерке" или G7 (США, Британия, Германия, Франция, Япония, Италия и Канада) будет брошен вызов со стороны "семерки развивающихся" E7 (где буква E происходит от слова Emerging - развивающиеся) - в составе Китая, Индии, России, Бразилии, Мексики, Турции и Индонезии. Эти страны получат преимущества от экономического наверстывания, низкой стоимости рабочей силы, трансферов технологий и роста населения.

В некотором смысле перспективы роста доходов в крупных государствах развивающегося мира - это хорошая новость, тем более учитывая устойчивый рост на развивающихся рынках, включая беднейшие страны Африки южнее Сахары. Высокие темпы роста будут способствовать сокращению уровня бедности и, конечно, обеспечат новые рынки для западных товаров.

Но есть и опасности. Три риска в краткосрочной перспективе выделяет Всемирный банк в своем докладе "Глобальные экономические перспективы 2011" (Global Economic Prospects 2011), опубликованном 12 января: системный кризис в еврозоне, в ходе которого все больше стран-участниц валютного союза подпадают под действие спекулятивных атак; потенциальная возможность серьезных и нестабильных движений капитала, которая будет дестабилизировать развивающиеся рынки, приводя к протекционистскому давлению; и риск голода и недоедания из-за растущих цен на продовольствие.

Все это вполне реально и представляет опасность. Кризис в зоне евро не прошел, и он станет, судя по всему, одной из важнейших проблем 2011 года. Решение Бразилии ввести контроль над движением капитала, чтобы ограничить рост стоимости своей валюты, - признак протекционистских настроений. Последний раз, когда резко росли цены на товары, в 2008 году, были продовольственные бунты.

Но есть также и огромные долгосрочные риски. Темпы роста такого рода, которые предусматривают для развивающихся стран Всемирный банк и PwC, будут оказывать массивное давление на цены на товары и на конъюнктуру. После двух столетий экономической и политической гегемонии богатые страны вряд ли спокойно воспримут то, что их захотят обойти Китай и Индия. А если столкновения по поводу ресурсов и валют станут моделью для более глубокой политической борьбы между развивающимся востоком и клонящимся к закату западом (что выглядит вполне вероятным), миру потребуется здоровая, сильная и эффективная система глобального управления, которая занималась бы разруливанием напряженности. А как ясно показали неудачи в попытке заключения торгового соглашения или в попытке добиться прогресса по вопросу о соглашении о глобальном потеплении, сейчас таковой системы нет.

Мировой Банк издал доклад "Горизонты глобального Развития 2011: Многополярность новой мировой экономики".

Авторы доклада исходят из предположения, что страны, тянущие вперед мировую экономику, являются "локомотивами прогресса" и на региональном уровне.

На Ближнем Востоке специалисты Мирового Банка обнаружили два таких "локомотива" - Саудовскую Аравию и Иран. Есть и еще один "полюс роста", размером поменьше - Египет.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Интересное из раздела

Экспортно-ориентированная модель экономики Китая
Расширение «внешней открытости» с начала преобразований в Китае неизменно являлось его государственной стратегией. Но первоначально не указывалось, должна ли политика развития внешне-экономическо ...

Особенности функционирования отдельных организационных форм общества с ограниченной ответственностью
Общество - юридическое лицо, создающееся по соглашению граждан или юридических лиц путем объединения их капиталов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Современная экономика, базир ...

Экономическое управление безопасностью движения на железнодорожном транспорте
управление Современный железнодорожный транспорт - один из самых удобных, быстрых, комфортабельных и популярных видов транспорта. Максимальная интенсивность движения, возросшая длина составов, высо ...

 

Go to top