Исследование конкурентных преимуществ предприятия

В современном мире конкурентоспособность стала одним из ключевых понятий, определяющих успешность хозяйствующего субъекта на внешнем рынке, однако современная мировая экономическая наука до сих пор не дала как единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», так и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования.

В российскую экономику понятие конкурентоспособность пришло вместе с развитием рыночных отношений, заменив понятие социалистическое соревнование, использующееся в плановой экономике для описания процесса конкурентной борьбы. Одной из первых книг на тему конкурентоспособности была книга «Конкурентоспособность российской промышленности», выпущенная Экспертным институтом и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в 1996 году. с тех пор слово конкурентоспособность можно видеть и слышать каждый день в средствах массовой информации, на конференциях, симпозиумах, совещаниях.

Теоретические представления о конкурентоспособности всегда имеют прикладное значение и реализуются, например, в виде методик определения конкурентоспособности объекта (товара или услуги), в форме методических рекомендаций и действующих положений в отечественной системе стандартизации, тем самым, оказывая значительно влияние на процесс экономического развития и на конкурентоспособность российской экономики в целом.

Сегодня различные российские научные школы экономики и управления, основываясь на различных концептуальных подходах, предлагают несколько отличные друг от друга трактовки.

существует двойственная категория, представленная:

) Эффективностью продажи товара для потребителя;

) Эффективностью продажи товара для производителя [18].

Потенциальную конкурентоспособность субъекта выраженна в качественных характеристиках - совокупность управленческих, организационно-технических, технологических факторов деятельности фирмы, представляющих собой ее конкурентные потенциальные возможности.

Реальная конкурентоспособность субъекта (выраженную в реальных экономических показателях) - совокупность потенциальных возможностей предприятия, рассчитанная после воздействий многочисленных факторов окружающей среды.

Подразделение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта (фирмы) на потенциальную и реальную, обусловленно зависимостью от уровня реализации возможностей предприятия, создает возможность для формирования эффективно действующего механизма, способствующего росту конкурентоспособности [32].

Конкурентоспособность - это понятие, которое не только более полно отражает требования рынка, но, что особенно важно, ориентирует субъекты конкурентной борьбы на активные действия по завоеванию рыночных позиций, их удержанию, укреплению и расширению. Данный автор определяет конкурентоспособность как потенциал, способность к ведению успешной конкурентной борьбы, относительную характеристику ресурсного потенциала по отношению к какому-либо другому конкурирующему субъекту рынка (товару, фирме или стране)[72].

Конкурентоспособность - способность товара обеспечить коммерческий успех на определенном рынке в условиях действия конкурентов», утверждая, что конкурентоспособность экономики государства обеспечивается, прежде всего, достаточным числом конкурентоспособных компаний [53].

Большое внимание уделяется понятию «глобальной конкуренции», раскрывая понятие «Устойчивая глобальная конкуренция» как идентичность таких экономических механизмов, как капитализация, регулирование и ведение совместной собственности [56].

Конкурентоспособность подразделятся на текущую конкурентоспособность - как способность предприятий и экономики в целом конкурировать по качеству и цене продукции с другими производителями продукции в течение текущего года, квартала, месяца. И перспективную конкурентоспособность, которая представляет собой прогноз развития конкуренции предприятий и экономики в целом на международном рынке и их способности сохранять или повышать/снижать конкурентоспособность в перспективе, например в течение ближайших пяти лет[58].

Текущая и перспективная конкурентоспособность организации, обеспечивается за счет:

1) Качества ресурсов, обеспечивающих производство;

2) Качества регуляторов предпринимательской деятельности;

) Качества инновационной инфраструктуры;

) Качества стандартов и систем конкурентоспособной менеджмента качества продукции [67].

По мере того, как усиливалась конкуренция за мировые ресурсы, и рынки сбыта, внимание современных исследователей все больше стало привлекать производное от понятия «конкурентоспособность», понятие «конкурентные преимущества».

Теория конкурентной рациональности в настоящее время достаточно востребована специалистами и используется для разработки прикладных технологий формирования конкурентных преимуществ. Понятие конкурентное преимущество находится в диалектическом единстве с понятиями конкуренция, конкурентоспособность и потенциальные возможности компании, но не тождественно им, поскольку, являясь основой и целью экономической стратегии предприятия, обладает свойствами относительности, динамичности, потребительской ценности [46].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Интересное из раздела

Оценка деловой репутации управляющих компаний
В течение многих лет считается, что деловая репутация оказывает большое влияние на деятельность фирмы, позволяет значительно повысить стоимость предприятия, а также получать дополнительную прибыль ...

Экономический рост и экономическое развитие сущность, факторы, взаимосвязь
В современной рыночной экономике понятие экономическое развитие и экономический рост занимает центральное место в экономике любой страны. Это связано с тем, что, во-первых, экономический рост опре ...

Экономическое обоснование проекта цеха по производству рыбопродукции
Таблица 1 Исходные данные Показатель Примечание Потребность в инвестициях, тыс. руб. 850 ...

 

Go to top