Структура бизнес-плана
Хотя бизнес-план - это структурированный документ, какого-то единого нормативного документа, регламентирующего, какой должна быть структура бизнес плана, в России не существует, часто можно увидеть и разное содержание бизнес-планов. Но есть международные нормы и требования, на основании которых были разработаны стандарты:UNIDO, TACIS, KPMG, Стандарт Европейского Банка Реконструкции и Развития и некоторые другие[7, c.86], более подробно в приложении 2, стр.19-114.
Прежде чем составлять официальный бизнес-план, который будет представляться потенциальным инвесторам, партнёрам или сотрудникам, изначально необходимо разработать так называемый, рабочий бизнес-план.
Определившись с целями и задачами своего бизнеса на долгосрочную и краткосрочную перспективу, необходимо будет собрать большое количество информации, связанной с состоянием дел в выбранной отрасли экономики, изучить достоинства и недостатки в работе конкурентов, определить рынок сбыта товаров или услуг и т.д. Вся эта информация потребуется для того, чтобы заполнить разделы бизнес-плана, целью которого является определение организационного и финансового обеспечения бизнеса.
Наиболее популярной в России, пожалуй, является структура бизнес плана, предлагаемая UNIDO (United Nations Industrial Development Organization). Согласно стандартам, разработанным этой организацией, бизнес-план должен иметь следующее содержание[15, c.45]:
Титульный лист
Меморандум о конфиденциальности
Резюме
Описание отрасли и предприятия
Описание потребителей нового товара.
Оценка конкурентов.
Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.
Описание продукции и услуг
Маркетинговый план
Цели маркетинга.
Стратегия маркетинга.
Финансовое обеспечение плана маркетинга.
Производственный план
Изготовитель нового товара.
Наличие и требуемые мощности производства.
Материальные факторы производства.
Описание производственного процесса.
Организационный план
Организационно-правовая форма собственности фирмы.
Организационная структура фирмы.
Распределение обязанностей.
Сведения о партнерах.
Описание внешней среды бизнеса.
Трудовые ресурсы фирмы.
Сведения о членах руководящего состава.
Финансовый план
План доходов и расходов.
План денежных поступлений и выплат.
Сводный баланс активов и пассивов фирмы.
График достижения безубыточности.
Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование).
Оценка риска и страхование.
Экономическая эффективность проекта
Риски и гарантии
Приложения
Содержание его разделов может меняться в зависимости от вида бизнеса, но принятая структура бизнес-плана должна в общих чертах отражать тот проект или процесс, под который инвесторы дают деньги. Иными словами, вся жизнь фирмы от момента создания до момента стабильности и устойчивости должна быть прописана в бизнес-плане деловым языком, понятным любому предпринимателю.
Существует один испытанный принцип составления любого бизнес-плана:Бизнес-план всегда должен быть кратким и емким[17, c.42].
В своей дипломной работе я рассмотрю структуру бизнес-плана предлагаемую UNIDO.
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают[8, c.165]:
Наименование проекта, например, “бизнес-план создания предприятия по производству обоев”;
Место подготовки плана;
Интересное из раздела
Оценка рыночной стоимости трехкомнатной квартиры
Являясь
функцией экономической ситуации на рынке, рыночная стоимость определяется на
базе основных принципов оценки - спроса и предложения, замещения, баланса,
соответствия. Кроме того, на рыночн ...
Экономическое значение денег
Деньги
стихийно выделились из массы товаров в результате развития товарообмена. На
различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары,
затем благородные металлы, чему спо ...
Оценка основных средств предприятия. Виды оценок
Основные средства формируют основную составляющую материально-технической
базы предприятия, определяют ее производственную мощность и играют важную роль
в осуществлении ведущих направлений его дея ...