Особенности экспортно-ориентированной экономики Китая

В 1993 году Китай стал, открыт для мирового рынка, вследствие чего было ослаблено жесткое планирование. Получилось так, что коллективизация сельского хозяйства совмещается с вливаниями частного капитала, некоторые промышленные предприятия приватизированы.

В Китае около 55 % всей территории задействованы в сельскохозяйственном секторе экономики. Здесь самые большие в мире рисовые поля, а также в Китае выращивают много.зерновых, картофеля, орехов, винограда, чая и хлопка. Промышленная сфера приносит до 50% ВНП. Такой высокий уровень развития промышленности обусловлен разнообразием и большими запасами полезных ископаемых. Поднебесная входит в тройку мировых лидеров по добыче вольфрама, олова, меди, алюминия, свинца, цинка и молибдена. В стране развитыми являются машиностроительная, химическая, горная, строительная сферы промышленности [3].

Благодаря частным материальным экономическим вложениям и идеям были, созданы дополнительные рабочие места в сфере предоставления услуг и промышленности. При этом в Китае интересная модель управления экономикой, так называемая «Социалистическая Рыночная система управления экономикой». В Китае также почетное место занимает пищевая промышленность. А продукцию текстильной промышленности покупают все страны мира.

К главным партнерам во внешней экономической политике относят США, Германию, Японию, Россию. Из этих стран ввозят в основном продукты химической сферы и тяжелого машиностроения, а также транспорт.

В условиях двойственной стратегии поощрения и внешней торговли и импорта между этими процессами возникает противоречие, к середине 90-х гг. ставшее вполне очевидным. Эта политика уже не оказывала влияние на процесс совершенствования отраслевой структуры. В сферах, ориентированных на анти-импортную промышленность, конкурентоспособность оказалась низкой из-за мер по их чрезмерной защите, небольших масштабов производства, высокой себестоимости продукции.

Поднебесная на данном этапе экономического развития является индустриально-аграрной страной, с высокоразвитыми космическими и ядерными сферами.

В настоящее время (2012 г.) экспорт Китая составляет лишь 5% мирового, а импорт - 4%. Показатель, характеризующий отношение объема внешней торговли и импорта к ВВП, только в 1994 г. был выше соответствующего среднемирового показателя. Во все остальные годы он неизменно оказывается ниже среднемирового. Для сравнения: в Китае в 1997 г., например, отношение объема внешней торговли и импорта к ВВП составляло 53,1%, против 116,8% в Австралии, 75,3% в США, 60,4% в Германии, 64,4% в России.

За 20 лет политики «внешней открытости» Китаю удалось решить эту задачу лишь частично - сначала в нескольких специальных экономических зонах, затем в ряде приморских портовых городов, еще позже в основных городах на побережье [1].

В отдельных сферах такая политика осуществлялась в основном лишь в тех из них, которые обладали, прежде всего, конкурентоспособностью внутри страны, на внутреннем рынке.

Иностранный капитал, привлекаемый Китаем, по большей части концентрировался лишь в некоторых сферах производства товаров широкого потребления (в производстве бытовых электроприборов, например). Чтобы разрешить возникшие противоречия и проблемы, необходима, особенно после вступления Китая в ВТО, новая политика развития внешней торговли и внешне-экономического сотрудничества - политика развития экспорто-ориентированного производства.

Интересное из раздела

Особенности экономической системы России
Объектом данной курсовой работы является экономическая система. Предметом же является особенности экономической системы России. Развитие экономической системы Российской Федерации на современн ...

Оценка стоимости месторождения как объекта недвижимости
Оценка недвижимости во всем мире рассматривается как один из механизмов эффективного управления собственностью. Постепенно и в России с формированием класса собственников недвижимости встает пробл ...

Оценка эффективности использования основных средств и обеспеченность предприятия ОАО Ведренское Агро основными средствами
Работая в рыночных условиях хозяйствования, предприятия, чтобы избежать поражения в конкурентной борьбе, вынуждены рационально использовать все свои ресурсы. Принимая управленческое решение, руко ...

 

Go to top