Перспективы кризиса в добыче нефти в России

Интегральные планы крупнейших нефтедобывающих компаний, вывод о которых можно было сделать на основании интегрального анализа данных компаний и материалов СМИ, давали еще более высокую оценку темпов добычи нефти в ближайшей перспективе - 459 млн. т в 2004 г. (этот прогноз оправдался), или 9%, при этом в период 2005-2007 гг. темпы роста добычи также должны были бы находиться в пределах 4-5% в год, хотя в абсолютном выражении объемы добычи нефти оказались бы выше ввиду лучших результатов в 2004 г. (см. приложение). Однако действия российских властей в 2003-2004 г. серьезно подорвали основу для принятия стратегических долгосрочных инвестиционных решений по дальнейшему развитию нефтедобычи и реализации озвученных выше планов.

Во-первых, свою роль сыграли принятые весной 2004 г. решения властей по повышению уровня налогообложения нефтяных компаний и неспособность властей решиться на одобрение частного нефтепроводного проекта Западная Сибирь-Мурманск, который мог бы способствовать разрешению проблемы ограниченных экспортных трубопроводных мощностей. В результате этого экспорт нефти стал нечувствительным к сверхвысокой мировой конъюнктуре цен на нефть (свыше 90% дополнительных доходов от экспорта нефти, образующихся при превышении экспортной ценой уровня 25 долл./баррель, подлежат теперь перечислению в бюджет, что явно снижает экономическую мотивацию компаний для наращивания экспорта нефти в период высоких цен), а решения проблемы дополнительных издержек минимум в 5-7 долл./баррель при экспорте западносибирской нефти железнодорожным и внутренним водным транспортом так и не найдено. Решение о строительстве нефтепровода Тайшет-Перевозная из-за дороговизны транспортировки мало, чем помогает расширению экспорта нефти из Западной Сибири, где по-прежнему сосредоточен основной потенциал нефтедобычи в России. Не сумев создать нефтяным компаниям выгодных стимулов для дальнейшего расширения производства, государство приступило к интервенциям в формирование структуры нефтяного сектора.

Во-первых, оно приостановило начавшийся в 2002-2003 гг. рыночный процесс слияний и поглощений в нефтяном секторе, фактически запретив сделку по слиянию компаний «ЮКОС» и «Сибнефть». Таким образом, естественный процесс эволюции российского нефтяного сектора был остановлен; более того, из процесса принятия стратегических решений в области долгосрочных инвестиций в нефтедобычу была практически выключена компания «Сибнефть» (7,4% российской нефтедобычи в 2004 г.), так как ее собственники до сих пор не приняли решения о продаже компании, и в то же время явно не собираются развивать ее. Дальнейшие действия по демонтажу «ЮКОСа» как единого экономического организма выключили и эту компанию из числа стратегических игроков в области принятия инвестиционных решений на долгосрочную перспективу.

«Юганскнефтегаз», вычлененный из компании, вот уже в течение длительного времени не являлся самостоятельным рыночным игроком и центром принятия стратегических инвестиционных решений, будучи лишь техническим элементом вертикально интегрированной системы «ЮКОСа», и новые владельцы пока не предложили внятной стратегии развития «Юганскнефтегаза», подкрепленной адекватными маркетинговыми планами. Вертикально интегрированная производственно-рыночная цепочка в компании «ЮКОС» оказалась разорванной, при этом сохраняющиеся в собственности «ЮКОСа» активы все еще представляют из себя крупную вертикально интегрированную нефтяную компанию. Ни «Юганскнефтегаз», ни сохраняющийся «ЮКОС», таким образом, пока не в состоянии принимать адекватные долгосрочные инвестиционные решения.

Еще одним элементом «силовой реструктуризации» нефтяного сектора стала идея о передаче нефтяной компании «Роснефть» под контроль «Газпрома» - процесс передачи прав на разработку месторождений уже начался, в то время как «Газпром» еще явно не готов к принятию стратегических инвестиционных решений по развитию нефтедобычи. Таким образом, компании, владеющие правами на разработку лучших нефтяных месторождений России («Юганскнефтегаз», «остатки» «ЮКОСа», «Сибнефть», «Роснефть») и добывшие в 2004 г. примерно 31% от всей добытой в России нефти, оказались полностью неспособными принимать перспективные инвестиционные решения в области развития нефтедобычи.

Перейти на страницу: 1 2 3

Интересное из раздела

Оффшорные зоны и их роль в международных операциях компании
На сегодняшний день, государство это сформированный институт и его наличие предполагает существование налогов. А там где существуют налоги, появляется способ их избежать. И этот способ - оффшорные ...

Оценка экономической эффективности работ по рекультивации земель на горных предприятиях
Полигоны захоронения ТБО - инженерно- экологические комплексы, предназначенные для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающие защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностн ...

Экономическое обоснование целесообразности производства ЗАО НПО Петролазер
Несмотря на все трудности и проблемы в России, в сфере частного предпринимательства заняты уже миллионы людей. Однако бизнес - это совершенно особая манера жизни, предполагающая готовность предпр ...

 

Go to top