Перспективы кризиса в добыче нефти в России

Что касается остальных, то инерция принятых в 2001-2003 гг. решений о введении «плоской» ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и фактическое «закрытие» режима СРП (установление режима налогообложения соглашений о разделе продукции, аналогичного обычному налоговому режиму) вряд ли позволит существенно наращивать в ближайшие годы добычу нефти мелким и средним компаниям и таким компаниям, как «Татнефть» и «Башнефть», месторождения которых серьезно истощены. В 2001-2004 гг. добыча нефти «Татнефтью» и «Башнефтью» стагнировала, а добыча нефти компаниями, не входящими в вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), упала почти на 30% (с 35,5 млн. т до 25,8 млн. т).

В совокупности доля в российской нефтедобыче компаний, имеющих сомнительные стратегические перспективы для развития производства, таким образом, составляет почти 45%. Если к этому прибавить ТНК-ВР, компанию с 50%-ным иностранным участием, вокруг которой перманентно циркулируют предположения о возможном выставлении государством налоговых претензий за 2001-2002 гг., либо о введении разного рода ограничений для деятельности компании в связи с 50%-ным иностранным участием в ее капитале (компания, таким образом, также ограничена в возможности принимать стратегические инвестиционные решения по развитию нефтедобычи ввиду высоких рисков), а также «Славнефть», купленную «Сибнефтью» и ТНК-ВР в конце 2002 г. на приватизационном аукционе (окончательная стратегия новых собственников в отношении перспектив развития бизнеса на базе активов «Славнефти» так и не была определена), получается, что компании, добывающие 63% российской нефти в результате затеянной российскими властями «реструктуризации» нефтяного сектора и отдельных элементов экономической политики, имевших сомнительные долгосрочные последствия (введение плоского НДПИ и ущемление интересов инвесторов в новом формате режима СРП), теперь не имеют ясных перспектив для принятия инвестиционных решений в области развития нефтедобычи.

Единственные компании, которые не входят в перечисленный список, - «Лукойл» и «Сургутнефтегаз», при этом «Лукойл» испытал явные трудности в развитии нефтедобычи в Тимано-Печорской провинции в связи с задержкой принятия решения по поводу строительства нефтепровода Западная Сибирь-Мурманск, и сегодня вынужден инвестировать в альтернативный проект строительства собственного нефтеналивного терминала в Варандее (ненецкий автономный округ).

Итак, в настоящее время наметились перспективы кризиса в добыче нефти в России. Так в 2005 г. сократился прирост добычи нефти в России: если с 1999 по 2004 г. добыча нефти возросла с 305 млн. тонн до 460 млн. тонн, или на 8,6% в среднем за год, то в 2005 году прирост добычи достиг всего лишь 2,2% (или 10 млн. тонн). В 1970 г. фонтанным способом добывалось 51,9% нефти, в 2004 г. всего лишь 6,4%; за тот же период среднесуточный дебит одной скважины сократился почти 3 раза.

Одновременно в последние 15 лет из года в год происходит постоянное падение нефтеотдачи пластов: снижается коэффициент нефтеотдачи, растут безвозвратные потери разведанных месторождений.

Справедливости ради нужно сказать, что этот процесс начался еще в СССР, примерно с 1960 г. Однако в этот период в стране происходила масштабная разведка и открытие все новых и новых месторождений. Начиная с 90-х годов, приоритет в стратегиях нефтяных компаний долгое время принадлежал добыче нефти из активных запасов, при этом трудноизвлекаемые запасы игнорировались. Теперь следует признать, что, своего рода, снятие сливок в следствии хронического форсирования нефтедобычи из высокодебитных скважин близко к завершению.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Интересное из раздела

Экономический анализ предприятия ООО Вита
В соответствии с учебным планом я проходила преддипломную производственную практику в ООО «РН-Информ» в должности практиканта со 2 сентября 2013 года по 3 ноября 2013 года. Совместно с руково ...

Экономическое управление безопасностью движения на железнодорожном транспорте
управление Современный железнодорожный транспорт - один из самых удобных, быстрых, комфортабельных и популярных видов транспорта. Максимальная интенсивность движения, возросшая длина составов, высо ...

Оценка коммерческой эффективности действующей ТЭЦ
Знание сущности экономических категорий, понимание основ экономики отрасли, особенностей функционирования и развития энергетической отрасли и тепловых электрических станций как объектов энергетик ...

 

Go to top