Слагаемые экономического чуда

«Нью-Йорк таймс» с тревогой писала: «Япония опережает Соединенные Штаты в области патентованных научных открытий. Начиная с 1976 года на патенты, выданные японским изобретателям, ссылаются значительно чаще, чем на потери американцев». Это вызывало у американцев очень нешуточную тревогу.

Одной из причин эффективной

экономики Японии является причина, которая косвенным образом вытекает из предыдущей. Одним из «столпов» японской экономики является качество продукции. Действительно, для страны, которая главным образом ориентируется на экспорт, качество продукции является одним из определяющих факторов успешного функционирования экономики, поэтому этот вопрос заслуживает отдельного рассмотрения.

Вопросам качества японцы придают первостепенное значение «Качество - заметил английский исследователь, - это национальная одержимость японцев, оно становится ими впереди всех других ключевых проблем». По заключению американских специалистов, «в Японии качество - это образ жизни. Оно вбирает в себя качество продукции, управления, межличностных отношений, результатов деятельности компании, самой компании с точки зрения ее положения в обществе, рабочей обстановки».

И действительно, так и происходит. Японцы вынуждены были поставить качество продукции на определяющее место. А это было две причины:

Во-первых, жизненно необходимо было преодолеть широко распространенное в предвоенное время мнение о японских товарах как о товарах низкого качества.

Во-вторых, для того, чтобы завоевать «место под солнцем на международном рынке в условиях жесткой конкуренции, необходимо было прежде все выйти на самый высокий уровень по качеству товаров - от их внешнего вида до послепродажного обслуживания. Без этого японская промышленность, ориентированная на экспорт, не смогла бы добиться выдающихся успехов на международном рынке.

Японцы сумели не только поднять уровень качества своей продукции, но и создали свою собственную систему тотального контроля качества, которая на порядок отличается от тех, что приняты в других странах. При этом главный парадокс заключается в том, что принятые на вооружение меры были созданы в США, где не прижились. А вот японцы, перенявшие их, смогли адаптировать их под себя и полностью приспособить к своим конкретным национальным условиям.

В Японии работа по совершенствованию качества - общенациональная задача, которая решается в таком же общенациональном масштабе. В основе принятой в Японии системы лежит принцип предотвращения дефектов. Именно предотвращение их появления в процессе производства, а не обнаружение их в готовой продукции. Это очень сильно отличается от других стран, где дефекты выявляются уже в готовой партии продукта. Другое принципиальное положение заключается в том, что контроль практически доверен рабочим, которые несут личную ответственность за произведенную им продукцию, т.е. очень сильна функция самоконтроля.

В США, да и во многих странах система контроля качества основана на обнаружении дефектов в процессе производства специальными контролерами, рабочим же такой контроль не доверяется, их задача - выполнение программы, плана. Инспекцией качества и устранением дефектов занимается довольно многочисленная армия контролеров и специалистов по устранению дефектов.

Как правило, при такой системе, получается, что рабочие скрывают дефекты продукции, а контролеры, ввиду выполнения плана закрывают глаза на мелкие недоработки. В Японии такой принцип невозможен. Там повышение качества и производительности труда и снижение альтернативных издержек рассматривается как основной фактор повышения эффективности производства.

Японцы как никто другой понимают важность качества продукции. Именно из-за этого они не считаясь с затратами, непрерывно улучшают качество0 доводя уровень дефектов до нулевых результатов. Так, например если в США при производстве электронных компонентов допускается от 500 до 50 дефектных единиц на миллион единиц товара, то в Японии таких единиц может быть всего десять.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Интересное из раздела

Экономическое обоснование проекта цеха по производству рыбопродукции
Таблица 1 Исходные данные Показатель Примечание Потребность в инвестициях, тыс. руб. 850 ...

Экономическое развитие территории Колодинского сельского поселения
Развитие территории - многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об эко ...

Оценка конкурентоспособного статуса ООО ТД Анторг и выявление факторов повышения конкурентных преимуществ предприятия
Вторая половина ХХ века и начало третьего тысячелетия заставили специалистов по управлению по-новому взглянуть на предприятие как социально-экономическую систему. Если традиционно все схемы и прие ...

 

Go to top