Слагаемые экономического чуда

В Японии, в силу специфики менталитета и исторического развития сложились довольно сильные традиции, по которым государство очень активно и жестко вмешивалось в экономическую жизнь страны, определявшегося главным образом военно-феодальным характером японского империализма и его особой агрессивности. Это объясняет и высокие военные расходы и политику предпринимателей, которая была направлена на получение доходов военными целями. Но после окончания оккупации, когда в 1952 году американцы отдали власть над страной японскому правительству, наступил качественно новый этап активного воздействия государства на экономику. С этого момента после длительной полосы чрезвычайных предвоенных, военных и послевоенных лет она начала функционировать в обычных для капитализма условиях.

Японское государство в лице таких органов как министерство внешней торговли и министерство финансов, управление экономического планирования и ряда других стало все более решительно воздействовать на все стороны производственного процесса, в том числе на экономический рост, ему темпы и структуры. Большое влияние оказывалось на соотношение крупной и мелкой собственности, на конкуренцию, монополию и структуру промышленного производства, образование и науку, на занятость и взаимоотношение капитала и труда, на кредит, денежное обращение и ценообразование, на внешнеэкономические связи

Такое всеобъемлющее влияние государство не могло не вызвать интереса у экспертов по всему миру. Пытаясь классифицировать экономику Японии, они задаются вопросом: является ли экономика Японии классической капиталистической или Япония это скорее страна с центральной плановой экономикой или как выразился один японский банкир «рыночной экономикой без рыночных сил»?

Среди японских ученых преобладал тезис о японской экономике как о «смешанной», т.е. высококонкурентной рыночной экономике с сильным элементом присутствия государства, которое выражается в плановом начале и регулирующих государственных органах. При этом подчеркивалось, что государство в Японии не является собственником (за редким исключением), а собственниками являются крупные частные предприниматели. Государство же осуществляет свое влияние исключительно косвенными, преимущественно экономическими мерами, а не командно административными, как в одноименной системе. Для регулирования государство в основном использует такие инструменты как налоги, кредиты, субсидии, процентные ставки, льготы и т.п.

Да, Япония, несомненно, использовала опыт долгосрочного планирования в общегосударственных масштабах. На уровне корпораций, фирм и предприятий планирование использовалось довольно давно и очень эффективно себя показало. Но японцы взяли на вооружение не весь опыт, а только то, что соответствовало целям и интересам их политики. То есть можно сказать, что они использовали концепцию, а вот методы опии создавали сами.

Японцы внесли в методику планирования такие новшества, как системный и ситуационный анализ с применением математических расчетов на ЭВМ, гибкость в своевременной корректировки планов, используемую для того, чтобы приспособиться к меняющейся обстановки в мире. Это лишь малая часть созданного японцами для своих нужд.

Плюсом государственной политики было и то, что она ставила перед собой в виде главного приоритета задачу достижение самых высоких темпов роста всех ее основных показателей. Валового национального продукта, промышленного производства, производительности труда и экспорта и т.д. на основе внедрения новейших достижений науки и техники и получение максимальных результатов с минимальными затратами.

Это отличало государственную политику Я пони от аналогичной политики остальных стран того периода. В их цели в основном восстановление экономики любой ценой, часто не считаясь с затратами. Это заставляло их делить свое экономическое развитие на несколько периодов: послевоенное восстановление - постепенное наращивание мощностей - увеличение темпов роста экономики. Япония пошла другим путем: она сразу начала действовать в целях увеличения роста всех основных экономических показателей. Такая политика оказалась более эффективной и менее затратной. К примеру вместо того, чтобы тратить средства на восстановление и запуск старых, разрушенных производств и ввод в эксплуатацию старого оборудования, страна предпочла создать новые, более эффективные , в которые уже не нужно было внедрять что-то новое - оно было основано на нем.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Интересное из раздела

Оценка стоимости ОАО Стройтрансгаз
Оценка стоимости бизнеса - сложный и многогранный процесс, без которого не проводится ни одна сделка при реорганизации, слиянии и поглощении, ликвидации предприятия, купли-продажи бизнеса и части ...

Оценка экономической эффективности и финансового состояния филиала Автобусный парк №3 ОАО Гомельоблавтотранс
Целью написания курсовой работы является оценка экономической эффективности и финансового состояния филиала «Автобусный парк №3» ОАО «Гомельоблавтотранс». Предприятие образовано 28 февраля 195 ...

Оценка эффективности использования основных средств и обеспеченность предприятия ОАО Ведренское Агро основными средствами
Работая в рыночных условиях хозяйствования, предприятия, чтобы избежать поражения в конкурентной борьбе, вынуждены рационально использовать все свои ресурсы. Принимая управленческое решение, руко ...

 

Go to top