Анализ эффективности мер финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства

Малый бизнес, или малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению, они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий. Действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Вклад малого бизнеса в экономику области в значительной степени зависит от условий, созданных для его развития на региональном и муниципальном уровнях. Малый бизнес - экономическая основа эффективного регионального развития - поэтому данному сегменту экономики со стороны Правительства области уделяется повышенное внимание. Особую помощь малому бизнесу оказывает муниципалитет. Речь идет не только о разработке или реализации муниципальных программ развития предпринимательства, но и об оказании содействия субъектам малого предпринимательства при подготовке ими пакетов документов на получение того или иного вида государственной поддержки. Объем государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе за счет средств федерального бюджета за последнее время существенно возрос. В 2011 году на поддержку бизнеса было направлено 140 млн. рублей из средств областного и около 95 млн. рублей из средств федерального бюджетов. Начинающим предпринимателям за этот период выдано 204 гранта на общую сумму около 35,5 млн. рублей. Субсидии на погашение процентных ставок по кредитам субъектов предпринимательства и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также затрат на аренду выставочных площадей предоставлены 24 субъектам малого и среднего предпринимательства в размере 12,4 млн. рублей, 5 сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам в размере 3,0 млн. рублей и 3 субъектам малого и среднего предпринимательства за участие в восьми выставках на общую сумму 130,5 тыс. рублей соответственно. Кроме того, предпринимателями получено 112 микрозаймов на общую сумму около 44,3 млн. рублей. Всего в период действия программы микрофинансирования на эти цели направлено порядка 177,9 млн. рублей, что позволило реализовать более 600 бизнес-проектов. В минувшем году Гарантийным фондом предоставлено 58 поручительств по кредитам субъектом предпринимательства на сумму 161.6 млн. рублей. В совокупности в рамках программы предоставления гарантий выдано 110 поручительств на сумму свыше 275 млн. рублей. Благодаря этому субъектам предпринимательства удалось привлечь более 600 млн. рублей кредитных ресурсов.

Если в 2001 году расходы областного бюджета на мероприятия господдержки составили 1.7 млн. рублей, то в 2011 году эта сумма возросла до 187 млн. рублей. Объем привлеченного на те же цели финансорования достиг 500,0 млн. рублей.

Рост доли малого и среднего бизнеса во всех отраслях экономики позволяет не только расширить рынок товаров и услуг, но и создавать новые рабочие места, увеличивать налоговые платежи в бюджет. Так, за 9 месяцев 2010 года поступления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единого налога. Взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения, достигли 1,4 млрд. рублей, что на 14,2 процента выше показателей 2010 года.

В настоящее время в Оренбургской области насчитывается свыше 80 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: 15,6 тысяч малых предприятий (из них 12,9 тысяч микропредприятия), 59,4 тысяч индивидуальных предпринимателей, в том числе которых и главы крестьянских (фермерсеих) хозяйств, также в области работают более 6,6 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств в форме юридических лиц. Они обеспечивают занятость порядка 320 тысяч человек, что составляет почти 30 процентов от всего занятого населения области.

По итогам 2009 года субъектами предпринимательства показаны следующие результаты: доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий и организаций области составляет 40,2 процента; оборот малых предприятий (без учета микропредприятий) составил около 48,9 млрд. рублей (90,09 процентов к уровню аналогичного периода прошлого года в действующих ценах); доля оборота малых предприятий (без учета микропредприятий) в общем обороте организаций по основным видам экономической деятельности составляет до 17,6 процентов; оборот малых предприятий по видам деятельности, характеризующим промышленное производство, составил 4 388,7 млн. рублей; на долю субъектов малого предпринимательства приходится 60 процентов объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство»; субъектами малого предпринимательства оказано платных услуг населению 37 процентов от общего объема платных услуг, оказанных населению; субъектами малого предпринимательства обеспечивается более 72 процентов оборота розничной торговли; сумма кредитования малого и среднего предпринимательства составила 19,2 процента от общей суммы выданных кредитов.

Перейти на страницу: 1 2 3

Интересное из раздела

Открытие цеха по производству спецодежды
Долгое время (на предприятиях СССР) требования к спецодежде, нормы выдачи и распределение средств индивидуальной защиты строго регламентировались. 90-е годы не только принесли с собой небывалое ра ...

Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
платежеспособность рентабельность банкротство интенсификация Эффективное функционирование предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от обоснованности и своевременност ...

Особенности формирования и реализация ценовой политики предприятия в условиях переходного периода
ценовая политика государственный переходной Ключевыми элементами рыночной экономики являются цены, ценообразование и ценовая политика предприятия. Цена - это экономическая категория, означающа ...

 

Go to top