Политика краткосрочной стабилизации в Республике Беларусь
Следуя постулатам структурно-производственного варианта макроэкономической стабилизации, можно добиться того, что активная и системная государственная структурная, производственная и инвестиционная политика даст возможность осуществить санацию производства и модернизацию производственных сил, обеспечить инновационный характер реструктуризации экономики. Это позволит достичь обновления и загрузки производственных мощностей, снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности продукции и, в конечном итоге, достижения нового качества экономического роста.
В таком контексте достижения структурно-производственной макроэкономической стабилизации белорусской экономики предполагает активную экономическую роль государства, проявляющуюся в регулировании им рыночных процессов, но не в режиме административного диктата, а в системе экономических инструментов макронастройки воспроизводственных процессов. Активное экономическое вмешательство государства должно осуществляться для исправления дефектов рынка и с учетом его эффективности с точки зрения реализации общественных интересов.
Стабилизационные процессы предполагают усиление производственных приоритетов, обеспечивающих развитие компьютерных, высоких технологий, создание конкурентоспособной на мировом ранке продукции, в том числе и на высокотехнологичных предприятиях ВПЦ. Этого не достигнуть без обновления основных фондов предприятий, изношенность которых на отдельных из них доходит до 80%, и санации убыточных и низкорентабельных производства, поддержка которых сокращает инвестиционные ресурсы, необходимые для развития конкурентоспособных производств, восприимчивых к научно-техническому прогрессу.
Производственные приоритеты не могут быть отданы только крупному товарному производству, хотя эффективно функционирующие крупные предприятия, особенно в сфере сельского хозяйства, должны получать реальную государственную поддержку. Это необходимо осуществлять наряду с развитием самозанятости, малого и среднего предпринимательства.
Белорусский путь макроэкономической стабилизации сопряжен с сильной социальной политикой государства. Такой она может быть лишь тогда, когда будет направлена не только и даже не столько на помощь, социальную защиту бедных и нуждающихся, сколько на формирование высокого человеческого потенциала нации через систему образования, здравоохранения, культуры. Их реформирование должно обеспечить стране не только сохранение достигнутых высокх позиций в развитии человеческого потенциала, но и завоевание новых. Социальная защита должна быть эффективной, адресной, должна способствовать социальной реабилитации и адаптации к новым социально-экономическим условиям нуждающихся в ней. Аксиомой можно считать то, что вне социальной стабильности в обществе не мыслима и макроэкономическая стабилизация в любом ее варианте.
В целом структурно-производственный вариант макростабилизации ориентированный на экономический рост, следует осуществлять в рамках, не допускающих существенной финансовой разбалансировки, а экономической рост должен быть взаимосвязан с его качеством. В противном случае рост ВВП при затоваренных складах и массах нереализованной, неконкурентоспособной продукции, деградирующих основных фондах и галопирующей инфляции приведет не макроэкономической стабилизации, а к дестабилизации и глубокому кризису экономики.
Текущий мировой финансовый кризис показал, что существующие стандарты банковского надзора, а также институциональная структура и инфраструктура банковского сектора республики Беларусь требуют ревизии и доработки в целях повышения эффективности и способности противодействовать глобальным финансовымрискам. Международные финансовые организации и национальные надзорные органы ряда развитых стран и стран с близким к Республике Беларусь уровнем развития экономики заявили о необходимости усиления требований к банкам и совершенствования подходов к осуществлению банковского надзора. аналогичные заявления прозвучали и в рамках саммитов G8 и G20. соответствующая работа проводится Базельским комитетом по банковскому надзору и другими международными организациями. Для поддержания банковского сектора республики Беларусь ключевое значение имеет блок мероприятий, связанных с совершенствованием институциональной структуры и инфраструктуры банковского сектора, включающих:
Интересное из раздела
Экономическое управление безопасностью движения
Современный железнодорожный транспорт - один из самых удобных,
быстрых, комфортабельных и популярных видов транспорта. Максимальная
интенсивность движения, возросшая длина составов, высокая скорос ...
Оценка стоимости месторождения как объекта недвижимости
Оценка недвижимости во всем мире рассматривается как один из механизмов
эффективного управления собственностью. Постепенно и в России с формированием
класса собственников недвижимости встает пробл ...
Экономическое развитие территории Колодинского сельского поселения
Развитие территории - многомерный и многоаспектный процесс,
который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных
и экономических целей. Даже если речь идет только об эко ...