Политика краткосрочной стабилизации в Республике Беларусь

Проблемы становления Республики Беларусь как самостоятельного субъекта мировой экономики требует переосмысления комплекса таких взаимосвязанных процессов как макроэкономическая стабилизация, либерализация, структурная и институциональная реформа, приватизация, являющихся элементами системной трансформации. Особенностью макроэкономической стабилизации является необходимость соединения теоретического анализа с рассмотрением в комплексе инструментов государственного регулирования финансового, реального и институционального секторов экономики. Только на основе эффективного синтеза теории и практики возможно достижение и поддержание макроэкономической стабильности как в краткосрочном, так и в долгосрочных периодах. Методологическим ядром макроэкономической стабилизации в ее динамическом аспекте могут стать изучаемые «альтернативными» направлениями экономической теории процессы рождения и становления закономерностей (их развитие), а не «классическое» исследование устойчивых свойств и явлений экономических систем, наличие которых не характерно для переходных экономик.

Неполная макроэкономическая стабилизация. В октябре 2011 года власти перешли на единый обменный курс и ввели режим гибкого курсообразования. С cередины 2011 года они также ограничивают доходы и бюджетные расходы и проводят более жесткую денежно-кредитную политику. Такие меры привели к восстановлению валютных рынков, снижению инфляции и дефицита счета текущих операций и повлекли за собой увеличение резервов. Однако эта стабильность носит временный характер. Поскольку некоторые элементы нынешнего курса макроэкономической политики не согласуются с целью достижения среднесрочной стабильности.

Укрепление стабильности. В ближайшей перспективе первоочередная задача состоит в проведении последовательной макроэкономической политики, ориентированной на достижение внутренней и внешней стабильности. Следует воздержаться от попыток быстро вернуть заработную плату к ее докризисному уровню. В среднесрочной перспективе бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на стабилизацию долга и рационализацию государственных расходов. Прогресс в разработке системы таргетирования инфляции будет способствовать росту доверия к денежно-кредитной и курсовой политике.

Достижение устойчивого роста. Вмешательство государства в экономику ослабило перспективы роста. Либерализация цен, приватизация и реформирование предприятий повысят эффективность распределения ресурсов и ускорят рост производительности. Цены должны определяться рынком, а от их административного регулирования следует постепенно отказаться. Приватизация должна быть прозрачной отражать передовой опыт, а государственным предприятиям необходимо осуществлять свою деятельность на коммерческой основе.

Резкое падение курса белорусского рубля привело к скачку инфляции. После безуспешных попыток разрешить зарождающийся валютный кризис при помощи административных мер НБРБ прекратил интервенции на валютном рынке в марте 2011 года. Поскольку власти не были готовы к свободному колебанию курса белорусского рубля, дефицит иностранной валюты спровоцировал резкое сокращение рыночной торговли и формирование параллельного рынка. НБРБ ослабил официальный обменный курс с 3000 до 5000 белорусских рублей за 1 доллар США, однако данный шаг не оказал воздействия, поскольку резервов для интервенций было недостаточно. На параллельном рынке курс ослабился еще больше - приблизительно до 9 300 белорусских рублей за 1 доллар США. Это ускорило темпы инфляции, которая в конце 2011 года превысила 100 процентов.

Во второй половине 2011 года власти предприняли меры, направленные на стабилизацию экономики. С июня 2011 года НБРБ прекратил обеспечение ликвидности по ставке ниже рыночной и постепенно повысил определяемые политикой процентные ставки, увеличив ставку рефинансирования с 18 до 45 процентов, а процентную ставку «овернайт» - с 22 до 70 процентов во второй половине года. 20 октября НБРБ унифицировал обменные курсы и перешел на режим гибкого курсообразования при ограниченном использовании интервенций. Помимо этого, власти придерживались жесткой бюджетной политики. Данные меры помогли стабилизировать обменный курс к концу года, и в декабре 2011 года месячная инфляция стала снижаться.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Интересное из раздела

Особые экономические зоны как элемент всемирного хозяйства
экономический зона всемирный хозяйство Экономические особые зоны - актуальное явление в сегодняшней России. Особые экономические зоны не появились, как абсолютно новый, первый опыт для нашей ст ...

Экономическое обоснование организации зоны Д-2 на АТП для автомобилей ЗИЛ-433110
На современном этапе развития мировой экономики автомобильный транспорт для большинства развитых стран является основным видом внутреннего транспорта и ключевым элементом транспортной системы, ко ...

Оценка кредитоспособности энергетической компании
В последние годы ярко выраженной тенденцией в банковском деле становится развитие кредитных операций с юридическими лицами, предпринимателями и населением. В связи с этим существенно повышается ур ...

 

Go to top