Государственная политика на рынке труда в России
Государственная политика в области содействия занятости и регулирования процессов, происходящих на рынке труда, в настоящее время определена статьями Закона «О занятости населения в Российской Федерации». В соответствии с этим законом государство призвано проводить политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Государственная политика занятости - это часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости в экономике на основе действия эффективных программ содействия занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности ЭАН и усилении гибкости рынка труда.
Основной целью государственной политики занятости является формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости.
Для достижения этой цели государство осуществляет следующие функции:
· разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики. Эти меры направлены на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие самозанятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
· правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и предоставления соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
· разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;
· создание государственной службы занятости населения.
Законом определено, что государство осуществляет регулирование занятости и рынка труда экономическими, законодательными и организационными методами (1, ст. 14).
Экономические методы предполагают государственные меры финансово-кредитной, бюджетной, инвестиционной и налоговой политики, которые способствовали бы сохранению, развитию и созданию рабочих мест.
Законодательное регулирование направлено на соблюдение трудового законодательства, законных прав и интересов граждан, государственных гарантий и на улучшение законодательства о труде и занятости населения. Организационное регулирование предусматривает создание соответствующего федерального органа, государственной службы занятости населения и других государственных органов содействия занятости в стране.
Содержание государственной политики содействия занятости населения обусловливается системой конкретных мер, направленных на развитие трудовых ресурсов независимо от их социально-демографических характеристик, убеждений и отношения к религии. Наиболее значительными среди прочих мер являются следующие: создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни и свободное развитие личности; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы, осуществляемой в рамках закона; содействие развитию способностей людей к производительному, творческому труду. Для этого выделяют два вида политики занятости: активную часть и пассивную (рис. 2).
Рис. 2. Виды политики занятости
К мероприятиям активной политики относятся:
· Помощь в активном поиске работы, посредничество в трудоустройстве;
· Профориентация, информирование и консультирование безработных граждан, а так же психологическая поддержка безработных. Главной целью профориентации является помощь гражданам в обоснованном выборе вида профессиональной деятельности и формы занятости, в соответствии с личными интересами и склонностями, а также с учетом потребностей рынка труда. Все эти виды услуг проводятся в различных формах через групповое или индивидуальное консультирование, тренинги, ярмарки учебных мест и вакансий, семинары, через различные программы. В рамках профориентации также предоставляются как обязательные услуги (для безработных граждан), так и дополнительные (для учащихся, работодателей и лиц, которые на данный момент имеют работу). Кроме этого безработные и ищущие работу разделены на несколько групп по какому-нибудь единому признаку, например, женщины, выпускники учебных заведений, инвалиды, подростки, длительно безработные, высвобождаемые работники угольной промышленности и другие. По каждой группе разрабатываются специальные программы и проводятся консультации необходимые для каждой конкретной группы.
· Организация обучения, переобучения и повышения квалификации безработных. Современная экономическая ситуация повлекла за собой изменения профессионального состава занятых. В результате спада производства во многих сферах экономики, некоторые профессии стали невостребованы и знания утратили свою современность. С другой стороны, ускоренное развитие рыночной инфраструктуры сказалось на увеличении потребности в других, новых профессиях, связанных с коммерческой деятельностью и торговлей. Поэтому профессиональное обучение и переобучение безработных граждан стало одним из важнейших направлений активной политики содействия занятости населения. Оно способствует развитию человеческих ресурсов и повышению конкурентоспособности выходящего на рынок труда населения. Обычно данное направление включает в себя следующие пункты: профессиональная подготовка рабочих и специалистов; переподготовка граждан для приобретения ими новых профессий; обучение вторым профессиям для расширения их профессионального профиля; повышение квалификации рабочих и специалистов для обновления их знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства.
Интересное из раздела
Оценка конкурентоспособности фирмы на рынке на примере компании McDonald’s в России
Американский
предприниматель Рэй Крок 17 лет торговал бумажными стаканчиками фирмы «Лили Кап
Компани» и был признан лучшим дилером компании. Потом создал собственную фирму,
чтобы продавать «мульт ...
Оценка ликвидационной стоимости предприятия (на примере ОАО Элит)
Актуальность и значимость выбранной темы заключается в том,
что в настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад
промышленности, отсутствие инвестиций, ужесточение ...
Оценка состояния и развития материально-технической базы заготовок ЧУП Гомелькоопвторресурсы
В
системе потребительской кооперации Республики Беларусь заготовительная отрасль
является второй по значимости после торговли. Это составная часть
народнохозяйственного агропромышленного комплекс ...