Роль материально-технической базы заготовок в увеличении конечных результатов хозяйственной деятельности: система показателей, тенденции их изменения

*Источник: [21, с. 39]

Наличие материально-технической базы заготовок, специалистов по закупкам и переработке сельскохозяйственной продукции являются основными предпосылками усиления роли потребительской кооперации как основного заготовителя на селе.

Итоги работы заготовительной отрасли показывают, что и в рыночных условиях при хорошей организации коммерческой работы можно не только добиться хороших результатов, но и уверенно наращивать объемы заготовок, расширять сферу деятельности.

Конкуренция на сельском рынке имеет свои особенности. Основными конкурентами являются частные предприниматели. В отличие от потребительских кооперативов они не располагают материально-технической базой и арендуют заготовительные пункты и торговые помещения у потребительской кооперации. Конкуренты так же не имеют и профессионального кадрового состава. В системе же потребительской кооперации 32% работников имеют высшее и средне специальной образование. Однако более низкие цены, предоставление различных услуг, учет покупательского спроса позволяют конкурентам закрепиться на сельском рынке. Потребительская кооперация потеряла значительную долю рынка за счет сокращения заготовки и торговли в районных центрах, уступив самый выгодный сегмент рынка частным предпринимателям.

Проводимые исследования белорусскими специалистами показали по каким причинам кооперативные организации становятся менее конкурентоспособными, это:

· ограниченное использование маркетинга в практической деятельности,

· некомпетентность некоторых руководителей,

· неэффективное управление финансами,

· недостаточное знание специалистами налогового законодательства,

· моральное старение и физический износ материально-технической базы.

Негативное влияние на уровень конкурентоспособности потребительской кооперации оказывают моральный и физический износ материально-технической базы. В кооперативной промышленности и заготовках 1/3 всего технического оборудования старше 20 лет. Износ производственных фондов приблизился к 60%, то есть порогу, за которым начинается физическое выбытие производственного потенциала

Одним из средств выхода заготовительной отрасли из кризисного состояния и увеличения роста закупок сельскохозяйственных продуктов является совершенствование коммерческой деятельности по установлению договорных отношений с владельцами личных подсобных хозяйств. В целях повышения эффективности договорной работы необходимо заключать с ними долгосрочные договора по закупкам сельскохозяйственной продукции, предусматривающие взаимные обязательства, и ответственность сторон.

Для реализации программы заготовительной деятельности необходимо восстановить сеть заготовительных пунктов в сельской местности, а так же расширять закупки сельскохозяйственной продукции сельскими магазинами потребительской кооперации, действующими по схеме «магазин-заготпункт». Каждый сельский магазин должен стать приемозаготовительным пунктом. Организации потребительской кооперации должны гарантировать приемку всей продукции, произведенной и предлагаемой населением, а также лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, вторичного и кожевенного сырья через магазины в основном в форме товарообмена.

Основой развития заготовительной отрасли должно стать участие организаций потребительской кооперации в развитии личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств с использованием механизма их товарного кредитования. Это позволит:

· влиять на специализацию конкретных поселений для производства одного-двух видов заготавливаемой продукции;

· усилить экспортный потенциал за счет повышения качества производимых сельскохозяйственной продукции и сырья.

В связи с этим требуется:

· развивать материально-техническую базу заготовок путем расширения и восстановления закрытой сети стационарных и передвижных приемозаготовительных пунктов, открытия комплексных приемных пунктов по закупке всех видов сельскохозяйственной продукции и сырья, увеличения количества грибоварочных пунктов и сушильных установок;

· обеспечить организацию закупок каждым сельским магазином продукции, выращенной населением;

· наладить снабжение населения семенами для выращивания нужных для заготовок хозяйственно-ботанических сортов картофеля, овощей, плодов, ягодных культур, саженцами плодовых деревьев перспективных помологических сортов, гербицидами, минеральными удобрениями, пленкой, тарой, молодняком скота высоких кондиций, сельскохозяйственным инвентарем и мини-сельхозтехникой, обозно-шорными товарами, строительными материалами, средствами защиты растений и т.д. Организовать продажу этих товаров по предварительным заказам населения;

Перейти на страницу: 1 2 3

Интересное из раздела

Экономический рост и эффективность экономики
Одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики правительства любой страны является стимулирование экономического роста, поддержание его темпов на стабильном и оптимальном уровне. Не ...

Предпринимательский риск его сущность, виды и особенности в России
Риск, является неотделимой частью экономической жизни общества. Она сопровождает все сферы деятельности организации, которая работает в условиях рынка. Поэтому, главным критерием нормальной деяте ...

Особенности формирования и реализация ценовой политики предприятия в условиях переходного периода
ценовая политика государственный переходной Ключевыми элементами рыночной экономики являются цены, ценообразование и ценовая политика предприятия. Цена - это экономическая категория, означающа ...

 

Go to top